"Домодедово" просит провести высокоскоростную магистраль Москва - Адлер через аэропорт


Руководство аэропорта "Домодедово" обратилось к РЖД с просьбой принять в качестве основного вариант трассировки высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва - Ростов-на-Дону - Адлер через аэропорт, рассказал «Ведомостям» источник, близкий к аэропорту. Планы строительства этой трассы довольно отдаленные - речь идет о следующих пятнадцати годах. Сейчас для РЖД более актуален вопрос, где найти средства на трассу ВСМ Москва - Казань.

В случае положительного решения в "Домодедово" могут построить подземную железнодорожную станцию. По словам источника, "Домодедово" и РЖД находятся в состоянии обсуждения проекта: для прокладки трассы через аэропорт требуется дополнительное технико-экономическое обоснование.

В структуре РЖД «Скоростные магистрали» подтвердили получение запроса от "Домодедово". Компания уже провела несколько рабочих встреч с представителями аэропорта, где стороны обсудили технические параметры, рассказал представитель «Скоростных магистралей». По его словам, реальное обсуждение изменения трассы возможно только с учетом мнения трех регионов - Москвы, Московской области и Тульской области, а также после проведения некоторых предпроектных обосновывающих работ.

По предварительным оценкам, длина ВСМ Москва - Ростов-на-Дону - Адлер составит 1500-1600 км. РЖД рассматривала три варианта трассировки, один из них - как раз через "Домодедово", следует из материалов по оценке воздействия на окружающую среду, размещенных на сайте компании. Но по результатам оценки был рекомендован самый короткий вариант (86,9 км в границах Московской области), который проходит западнее - через Подольск. Ни один из проектов пока не утвержден.

Представитель ВСМ пояснил, что проект ВСМ Москва - Центр - Юг трассой Москва - Адлер включен в транспортную стратегию России - 2030 со сроками реализации до 2028 г.

Сотрудничество РЖД и "Домодедово" способно принести очевидную экономическую выгоду обеим сторонам, считает глава "Infoline-аналитики" Михаил Бурмистров. Бенефициару «Домодедово» принадлежит 16 000 га вокруг аэропорта, и часть земли он мог бы выделить для прохождения ВСМ. Таким образом государство могло бы оптимизировать расходы на выкуп земли, а прилегающие к трассе земельные участки «Домодедово» могли бы существенно вырасти в цене, объясняет он.

Но, по словам эксперта, если в России и появятся новые скоростные магистрали, то, скорее всего, в рамках сотрудничества с Китаем. «Денег ФНБ не хватает даже на более приоритетный проект "Москва - Казань". У России сейчас нет денег, и в ближайшие три-пять лет ситуация вряд ли изменится», - резюмирует Бурмистров.

Представитель ВСМ пояснил, что сейчас компания обсуждает с китайскими партнерами перспективы строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва - Пекин и ее части - проекта ВСМ Москва - Казань.

В начале сентября ТАСС со ссылкой на первого вице-президента РЖД Александра Мишарина сообщал, что китайские инвесторы выразили готовность вложить 400 млрд руб. в строительство высокоскоростной магистрали Москва - Казань. Также в качестве одного из возможных инвесторов называли корейский государственный инвестиционный фонд. По данным агентства, общая оценочная стоимость проекта - 1,0685 трлн руб. РЖД предлагают использовать концессионную схему. Доля проекта, реализуемая РЖД, составляет 384,1 млрд руб. Их планируется привлечь за счет размещения средств ФНБ в привилегированные акции РЖД, выпуск РЖД долговых ценных бумаг, обеспеченных средствами ПФР, и взнос в уставный капитал РЖД составит 95 млрд руб. (в том числе 64 млрд руб. из федерального бюджета).