Частные пожертвования в России носят спонтанный и нерегулярный характер, выяснили исследователи из CAF

Частные пожертвования в России носят спонтанный и нерегулярный характер, выяснили исследователи из CAF. Люди помогают сиюминутно тем, кого жалко. Но профессиональные благотворители призывают жертвовать системно и продуманно
Фонд «Подари жизнь» создал на своем сайте опцию, позволяющую пользователям регулярно перечислять деньги на благотворительность/ Д. Гришкин/ Ведомости

Спонтанная реакция. 50%

респондентов исследования, проведенного в этом году международной благотворительной организацией CAF, жертвовали на благотворительность реже чем раз в полгода

82%

решали сделать пожертвование сиюминутно

Помогать конкретным людям по сиюминутному желанию - это каменный век, долгосрочных проблем благотворительности это не решает, понял однажды для себя Митя Алешковский, фотограф и фотожурналист, а ныне еще и руководитель благотворительного проекта «Нужнапомощь.ру». Свой проект он создал в 2014 г. и на его сайте написал: «Нужна помощь» - это смесь благотворительного фонда «Мозаика счастья» и общественного социального СМИ. Можно сколько угодно помогать больным детям, но, пока мы не построим благотворительную и общественную систему помощи тем, кто в ней нуждается, не будет построено новых больниц, не будут обучены новые врачи и специалисты и не будет функционировать инфраструктура».

Сайт предлагает подписку, по которой с банковской карты пользователя ежемесячно списывается 100 руб. в пользу благотворительных проектов. Платежная система была запущена в июне 2014 г. По словам Алешковского, уже за первый месяц пользователи совершили 600 пожертвований на общую сумму 600 000 руб. Сейчас на сайте жертвуют деньги уже 2500-3000 пользователей в месяц, ежемесячные сборы составляют 1,5-2 млн руб. В целом сайт собрал на благотворительность уже 12,6 млн руб.

Создать систему

«Пора переместить отношение к благотворительности из области сердца в область разума», - уверен Алешковский. Он считает, что тренд на системную благотворительную помощь едва появился в России. Он еще очень слаб, но будет развиваться.

Системно жертвуют чаще всего молодые люди в возрасте до 30 лет. Они хорошо образованы, неплохо зарабатывают, обладают широким кругозором и на многие вещи смотрят по-иному, чем предыдущие поколения, говорит Фаина Захарова, президент благотворительного фонда «Линия жизни».

Стало появляться все больше жертвователей, которые дают деньги на решение системной проблемы, например на ремонт в больнице, подтверждает Екатерина Чистякова, директор благотворительного фонда «Подари жизнь». Ее фонд тоже создал на своем сайте опцию, позволяющую пользователям регулярно перечислять деньги на благотворительность.

Однако для многих путь в благотворительность начинается с сопереживания конкретному человеку. Так, Алла Сорокина, сотрудник лаборатории поведенческой экономики РЭУ Плеханова, стала регулярно помогать пожилым людям после того, как пожалела в магазине старушку. Она купила ей продукты, дала денег и помогла донести сумки. Фаина Захарова занялась благотворительностью после того, как однажды отдала все свои сбережения на покупку колоколов в церковь, где служил знакомый батюшка. А Светлана Коваленко, волонтер организации «Сердцеесть.рф», спасла от отстрела четырех щенков, которые жили на одной московской заправке. Им всем нашли хозяев.

Жертвуют чаще

Несмотря на трудности, количество частных жертвователей в России растет, а значит, частная благотворительность медленно, но упорно развивается, констатирует Захарова. В 2014 г. 86% пожертвований поступило в фонд «Линия жизни» от физических лиц и только 14% перечислений пришлось на юридические лица. Для сравнения: в 2013 г. физические лица перечислили в фонд 74% средств, а юридические - 26%, рассказывает она.

Правда, структура частных пожертвований, по данным СAF, остается прежней: основные средства россияне перечисляют детям (90%) и людям, попавшим в чрезвычайные ситуации (49%). Зато на экологию, поддержку культуры и искусства, борьбу со СПИДом идет не более 10%.

Жертвуют весело

Иногда привлечь внимание к сложной, но малознакомой проблеме можно с помощью смешной акции. Так, в августе 2014 г. в России вслед за другими странами начался известный марафон Ice Bucket Challenge по сбору пожертвований в пользу больных редким тяжелым заболеванием - боковым амиотрофическим склерозом (БАС).

Участники акции заключали так называемое «ледяное пари»: получивший вызов должен был вылить на себя ведро холодной воды и пожертвовать $10. Если он отказывался, то перечислял в фонд $100.

В России марафон подхватили многие знаменитости в пользу одной из немногих организаций в стране, которая оказывает комплексную помощь больным БАС, - православной службы помощи «Милосердие». Пожертвования поступали на программу «Дыхание». В августе они составили 260 366 руб., в сентябре - уже 991 561 руб., а в октябре - 852 020 руб., рассказывает Анна Овсянникова, пресс-секретарь службы «Милосердие». Эти показатели значительно превысили сумму аналогичных сборов в те же месяцы 2013 г. Акция принесла программе и службе помощи больным БАС не менее 1 млн руб., говорит Овсянникова. Она уверена, что подобные марафоны и забавные акции могут сделать пожертвования более системными и регулярными.