Уроки катастрофы Germanwings

В России правило «двух человек в кабине» действует много лет, но с психологом пилоты общаются раз в год
Многие авиакомпании вводят правило «двух человек в кабине»/ М. Стулов/ Ведомости

Представитель Росавиации, которая утверждает правила полетов всех авиакомпаний, заявил, что все перевозчики прописали в инструкциях норму "два человека в кабине" . Это подтвердили представители «Аэрофлота», «Трансаэро», S7 и «Ютэйр».

Немецкие авиакомпании, авиавласти Канады, а также крупнейший британский лоукостер Easyjet и латвийская Airbaltic объявили, что вводят правило «двух человек в кабине». Это значит, что если одному из пилотов нужно выйти из кабины, то его место должен занять или летчик сменного экипажа (на длинных рейсах), или бортпроводник.

Ужесточение правил - реакция на катастрофу А320 лоукостера Germanwings, второй пилот которой, как сообщил прокурор Марселя, оставшись в кабине один, закрыл дверь и направил самолет вниз.

Власти Европейского союза также будут изучать вопрос о запрете летчикам находиться в кабине по одному, сообщил «Интерфакс» со ссылкой на неназванного эксперта ЕС.

.

В России старший бортпроводник каждые 15 минут связывается с экипажем по переговорному устройству, рассказывает Игорь Дельдюжов, президент Шереметьевского профсоюза летного состава (28 лет летной деятельности, последние 13 лет работал КВС в «Аэрофлоте»). Если вызов остается без ответа, то бортпроводник может попытаться открыть дверь с помощью кода, который у каждого самолета свой. При наборе кода в кабине раздается звуковой сигнал, информирующий о попытке открытия двери. И экипаж может заблокировать дверь изнутри. Кроме того, дверь запирается изнутри и на механический замок.

В России такие правила действуют уже много лет. Запрет оставлять одного пилота в кабине пассажирского самолета прописан в Федеральных авиационных правилах, которые обязаны выполнять все отечественные авиакомпании. Вышедшего из кабины пилота заменяет или коллега из сменного экипажа, или бортпроводник.

Норма о присутствии в кабине двух человек появилась в России, когда экипажи на новых самолетах сократились до командира воздушного судна и второго пилота, рассказывает летчик одной из крупнейших авиакомпаний страны. Если пилоту станет плохо, стюардесса сможет позвать на помощь, объясняет собеседник. «Но никто не предполагает, что человек, который оказался в кабине, начнет делать что-то намеренно», - добавляет он.

В инструкциях российских авиакомпаний также не сказано, что эта мера может защитить от случаев, когда пилот намеренно причиняет ущерб. По правилам «Аэрофлота» стюард должен быть в кабине «для визуального контроля». Правила «Ютэйр» объясняют необходимость присутствия двух человек в кабине «предотвращением доступа в кабину посторонних лиц».

Рекомендация не оставлять в кабине одного человека есть и в нормах международных организаций гражданской авиации - ICAO и IATA. Однако, говорит представитель Росавиации, это рекомендуемые стандарты. Национальное законодательство может от них отличаться.

Второй пилот разбившегося на юге Франции лайнера А320 был болен, однако скрывал этот факт от начальства, сообщило в пятницу Associated Press со ссылкой на прокуратуру немецкого Дюссельдорфа. Ранее немецкая газета Bild писала, что пилот, ставший причиной катастрофы А320, впал в тяжелую депрессию в 2009 г. и с тех пор проходил курс психиатрического лечения.

«Выявить депрессию походя коллегам или руководству невозможно – для этого нужна серьезная работа психолога или психотерапевта», - уверен врач психиатр-психотерапевт, доцент Московского институт психоанализа Владимир Файзильберг.

В советское время экипажи были постоянными: капитан, второй пилот и бортинженер всегда летали вместе, зачастую дружили семьями и поддерживали друг друга, вспоминает президент Шереметьевского профсоюза летного состава Игорь Дельдюжов. Сейчас же бывают случаи, что, придя на вылет, пилот видит напарника впервые, сожалеет он. В итоге пилоты оказываются в стрессовой ситуации с фактически незнакомыми людьми и это не идет на пользу делу, комментирует Файзильберг. Единственным методом профилактики он считает более частое проведение медицинских осмотров.

В России пилоты проходят врачебно-летную экспертную комиссию раз в год, говорит представитель Росавиации. В эту комиссию входит психолог, уточняет представитель "Аэрофлота". Также есть полугодовые и квартальные комиссии, но там проверяют только физическое здоровье, добавляет он. Во время предполетного осмотра проверяют пульс, давление и прочие показатели, продолжает собеседник, при этом врач обязательно спрашивает пилота про настроение и самочувствие, не тревожит ли человека что-то. Опытные врачи сразу видят расхождение, если пилот, например, говорит, что у него всё в порядке, но у него наблюдается учащенный пульс, отмечает представитель «Аэрофлота».

В самом начале обучения пилоты проходят обследование в летном училище, по окончании получают специальную характеристику. Перед приемом в авиакомпанию пилоты проходят комплексный психологический тест в виде анкеты - опрос длится в течение целого дня. Также психологический тест проходит каждый пилот, который хочет переучиться на новый тип судна - и это происходит довольно часто, говорит представитель Росавиации.

Владимир Файзильберг уточняет: как правило, для подбора работников для профессий с высоким уровнем риска - в том числе пилотов и авиадиспетчеров - используется тест MMPI (Minnesota Multiphasic Personality Inventory). Он введен в 1946 г. для подбора агентов ЦРУ. «Говорить о том, что этот тест устарел или необъективен, нельзя. Однако он делается раз в несколько лет. В этом кроется проблема. За год может многое измениться», - говорит специалист.