Садоводы и огородники поддержат ритейлеров товаров для дома и ремонта

Розничный рынок DIY замедлит рост до 3,9%
Сети товаров для дома и ремонта за прошлый год рекордно нарастили торговые площади/ М.Стулов/ Ведомости

В прошлом году сети, продающие товары для дома и ремонта (DIY), поставили рекорд по приросту торговых площадей за последние пять лет, свидетельствуют данные ежегодного исследования Infoline. Аналитики компании отслеживают 300 крупнейших игроков рынка DIY-розницы. Прирост их торговых площадей составил 300 000 кв. м – практически все были введены 50 крупнейшими сетями.

Десятка крупнейших игроков DIY-розницы по итогам 2014 г. не изменилась: лидирует по-прежнему Leroy Merlin с выручкой около 118,6 млрд руб., по оценке Infoline. На 2-м месте – Obi, на 3-м – Castorama с выручкой 42,4 млрд и 25,85 млрд руб. соответственно (все оценки Infoline).

Однако наряду с рекордным вводом торговых площадей на рынке DIY-розницы ускорилось и закрытие магазинов, следует из данных Infoline: за год был закрыт 21 гипермаркет – почти столько же, сколько в кризис 2009 г. (25). В этом году тенденция продолжится: петербургская «Корпорация СБР», развивающая сеть супермаркетов DIY «Метрика», в течение 2015 г. закроет 15 магазинов в Приволжском и Центральном федеральных округах.

Возможно, с рынка уйдут слабые игроки, как это обычно бывает в сложные времена, однако маловероятно, что все сети начнут закрывать магазины, передал через пресс-службу Евгений Мовчан, генеральный директор ООО «СТД «Петрович», игрока № 4 на рынке товаров для дома и ремонта. По его словам, «Петрович», наоборот, планирует расширяться, открывая новые магазины в других городах.

В декабре 2014 г. на рынке был ажиотажный спрос – россияне пытались успеть сделать крупные покупки до повышения цен из-за девальвации, говорил на прошлой неделе гендиректор Leroy Merlin в России Венсан Жанти. Но в I квартале 2015 г. Leroy Merlin не заметила резкого снижения спроса – «жилье остается значимой ценностью для людей в кризис», считает Жанти. Британская Kingfisher, которая открывает Castorama в России, назвала российский рынок в прошлом году «сильным»: ее выручка в России за 2014 финансовый год (закончился 31 января 2015 г.) выросла на 19% до 408 млн фунтов стерлингов (около 559 млн евро), продажи сопоставимых магазинов выросли на 14,9%.

В целом рынок товаров для дома и ремонта вырос за 2014 г. на 9% до 1,54 трлн руб. и продолжит расти и в 2015 г., считают аналитики Infoline. Рост рынка связан с ростом цен, отмечает гендиректор Infoline Михаил Бурмистров: «Физические объемы продаж большинства видов строительных и отделочных материалов, товаров для дома будут сокращаться». С ним согласен Жанти: розничные цены в среднем по рынку за январь – март выросли более чем на 10%, как следствие, и средний чек, хотя количество проданных товаров снижается на 2–5%.

В стройматериалах аналитики ждут сокращения продаж на 3% в 2015 г. Спрос на них резко сокращается из-за остановки строительных проектов вследствие удорожания кредитов, падения спроса на жилье на первичном рынке и сокращения выдачи ипотеки, перечисляют в Infoline. В I квартале 2015 г. ипотечных квартир продавалось в разы меньше, чем в 2014 г., рассказывали ранее «Ведомостям» участники рынка.

В результате по итогам года рост розничного рынка DIY может замедлиться до 3,9%, прогнозирует Infoline. При этом рост физических объемов продаж «возможен в сегменте товаров для сада», считает Бурмистров: «Овощи и фрукты в сезоне 2014/15 подорожали, значит, в этом году малообеспеченные слои населения будут больше сажать на дачных участках». «С начала года мы наблюдаем значительный рост товаров категории для сада и огорода», – подтверждает Мовчан из СТД «Петрович».