Крупный китайский онлайн-ритейлер JD.com нацелился на 20% рынка России

Компания, в которую вложились Усманов и Мильнер, ускорит доставку
JD.com рассчитывает в течение пяти лет занять до 20% рынка электронной коммерции в России/ N. Guan/ AP

Российский логистический оператор SPSR express и китайский крупнейший интернет-ритейлер JD.com заключили сегодня меморандум о сотрудничестве: SPRS стал первым официальным перевозчиком китайского ритейлера в России.

Пока идет тестовый период, разрабатываются оптимальные модели доставки на российском рынке, говорит гендиректор SPSR express Владимир Солодкин. В зависимости от выбранного варианта инвестиции JD.com в развитие логистики в России могут составить от «нескольких десятков до сотен миллионов долларов», говорит руководитель международного бизнеса JD.com Виктор Цю. Предполагается, что SPSR будет обеспечивать операционную работу, доставку, интеграцию двух систем компаний, а JD.com - маркетинг и товарные группы, говорит Солодкин. При необходимости JD.com готов на начальном этапе арендовать складские помещения, говорит Цю. По его словам, обычно это помещения не менее 10 000 кв. м. Объем инвестиций SPSR в развитие в этом году — 300 млн руб., средства пойдут в том числе на улучшение инфраструктуры для JD.com.

JD.com рассчитывает в течение пяти лет занять до 20% рынка электронной коммерции в России, это примерно около $10 млрд, прогнозирует Цю. По его мнению, конкуренция в России недостаточно жесткая, большое пространство для работы. Ритейлер JD.com отправляет в Китае ежегодно более 1 млрд посылок каждый год, в России на первом этапе работы с новым партнером компания рассчитывает доставлять до 100 000 посылок в день, говорит Цю. По его словам, средний чек предположительно составит $40-200.

Жители России могут заказать товары на JD.com уже два года, сотрудничество с SPSR позволит расширить географию доставки и ускорить ее. Сайт был на английском языке, русскоязычную версию планируется запустить до 18 июня 2015 г., говорит Цю. По его словам, до конца года будут проводиться мощные маркетинговые компании. На сайте пока продается ограниченное число товаров, но в дальнейшем российские покупатели смогут иметь доступ ко всему ассортименту JD.com – это все 50 млн SKU, добавляет Цю. Основная часть ассортимента - электроника и бытовая техника.

У SPSR в России девять распределительных центров, 200 офисов и сеть из более 1000 постоматов, сказано на сайте оператора. Выручка SPSR за 2014 г. составила 5,2 млрд руб., в 2015 г. ожидаемый рост выручки составит порядка 17%, и это без учета партнерства с JD.com, говорит Солодкин. По его словам, такие партнеры могут многократно увеличить оборот компаний, главное логистическому оператору - подготовиться под выросшие объемы перевозок.

Бизнес-модель JD.com похожа на Amazon, говорит Цю. По собственным данным китайской компании, она - крупнейший онлайн-ритейлер по обороту за 2014 г. с долей рынка в Китае 49%. У компании 143 склада в Китае и семь распределительных центров. В мае 2014 г. в ходе IPO на нью-йоркской бирже NASDAQ компания привлекла $1,78 млрд. Основатель и исполнительный директор JD.com Ричард Цуаньдун Лю остался владельцем доли компании, эквивалентной 84% голосов.

JD.com ценят и российские инвесторы. В прошлом году Алишер Усманов продал принадлежавшие ему акции Apple и Facebook и купил бумаги китайских технологических компаний. Большая часть средств была вложена в Alibaba Group, JD.com и другие компании с большим потенциалом роста, говорил тогда партнер Усманова Иван Стрешинский агентству Bloomberg. Также группа DST Юрия Мильнера через DST Manager владеет пакетом акции JD.com.

За I квартал 2015 г. оборот JD.com составил $14,2 млрд, чистая выручка увеличилась на 62%, до $5,9 млрд, в сравнении с аналогичным периодом 2014 г., чистый убыток - $114,6 млн, следует из отчетности компании за I квартал.