Коррупционный скандал в FIFA затронул ее спонсоров

Visa пригрозила разорвать спонсорские отношения, если федерация не займется восстановлением репутации

Visa предупредила Международную федерацию футбольных ассоциаций (FIFA), что может пересмотреть спонсорский контракт с этой организацией, если та немедленно не примет быстрых мер по исправлению репутации. Начать спонсор предложил с восстановления культуры, прочно базирующейся на этических принципах. Результатом должно стать восстановление репутации FIFA как организатора игр в интересах любителей футбола.

Спонсорский контракт Visa c FIFA рассчитан до 2022 г. Сотрудничество Visa с футбольной федерацией стартовало в 2007 г., когда завершилось партнерство FIFA с конкурентом - системой MasterCard. Тот контракт ознаменовался скандалом: MasterCard подала в суд на FIFA, утверждая, что у нее было приоритетное право на продление контракта, но FIFA вопреки ему подписала договор с Visa. 20 апреля 2006 г. MasterCard распространила заявление своего тогдашнего главного юриста Ноа Ханфта: "Это действие FIFA является вопиющим и вероломным нарушением нашего приоритетного права <...> Особенно когда мы уже подписали и приняли предложение FIFA". В мае 2006 г. FIFA по досудебному соглашению выплатила MasterCard $90 млн компенсации. Позже в том же году FIFA уволила своего директора по маркетингу Жерома Валька – после того, как суд Нью-Йорка объявил, что федерация "неоднократно лгала" в переговорах с Visa и MasterCard. В июне 2007 г. Жером Вальк был назначен генеральным секретарем FIFA – вторым человеком в FIFA после президента Зеппа Блаттера. Объявляя о том назначении, Блаттер заявил: "Что касается случая с MasterCard, то такое бывает в любой и каждой компании в мире – иногда бизнес может пойти нехорошо". "Это также не была ответственность господина Валька, поскольку вся ответственность за это дело лежит на мне как на руководителе исполкома FIFA", – добавил Блаттер (цитаты по Reuters).

Теперь Visa напоминает, что стала спонсором FIFA, поскольку считала чемпионат мира по футболу "одним из истинно глобальных спортивных мероприятий, способных объединять людей со всего мира на почве любви к футболу". Спонсорство компании всегда было связано с поддержкой команд, фанатов и идеи объединения различных сообществ, поддержкой соревновательного духа и личных достижений в спорте. Компания считает, что FIFA следует сфокусироваться на этих ценностях. Последние новости об аресте высокопоставленных чиновников ассоциации по подозрению в коррупции крайне разочаровали Visa.

27 мая ранним утром семь спортивных чиновников были задержаны в пятизвездочном отеле в Цюрихе по запросу правоохранительных органов США. Федеральный суд Бруклина предъявил обвинения 14 спортивным функционерам, в том числе девяти действующим чиновникам. Среди них вице-президенты FIFA Джеффри Уэбб и Эухенио Фигередо, член исполкома FIFA Эдуардо Ли, руководитель по развитию FIFA Хулио Роха. Их обвиняют в мошенничестве, взяточничестве, вымогательстве и отмывании на протяжении более чем двух десятков лет. Президент федерации Йозеф Блаттер, который не был назван в числе подозреваемых, но которого могут опросить, как говорится, неофициально, пообещал, что все, кто оказался замешан в коррупционных схемах, будут отлучены от футбола.

Высказались и другие спонсоры FIFA, которых призывают оказать давление на организацию. "Когда вы вкладываете многие миллионы евро в бизнес, у вас определенно есть право и ответственность требовать, чтобы ваша репутация осталась незапятнанной", – заявил управляющий директор Transparency International Кобус де Швардт (цитата по AP). Он считает, что нынешний скандал должен пробудить всех партнеров FIFA, включая спонсоров, чтобы они начали добиваться значительных перемен в структуре и практике организации. Для начала он призвал отложить намеченное на пятницу голосование за нового президента FIFA и попросить Блаттера, при котором произошли все последние скандалы, отказаться от планов пойти на новый срок. По мнению Де Швардта, FIFA нужен "новый старт".

Coca-Cola (спонсорский контракт до 2022 г. ) отметила, что "эта долгая и противоречивая история омрачила миссию и идеалы чемпионата мира" (цитата по ВВС). Компания напомнила, что неоднократно выражала глубокую обеспокоенность по поводу информации о предполагаемых злоупотреблениях спортивных чиновников. К примеру, Coca-Cola вместе с Adidas и Visa не так давно призывала FIFA надавить на Катар, чтобы там улучшили условия труда мигрантов, занятых на строительстве объектов чемпионата мира 2022 г.

Компания Adidas, спонсорский контракт которой рассчитан до 2030 г., заявила, что преследует цель по созданию культуры с высочайшими этическими стандартами и ожидает того же и от своих партнеров.

McDonald's выразил крайнюю озабоченность последними событиями и заверил, что пристально следит за развитием ситуации и находится в контакте с FIFA.

Накануне стало известно, что в коррупционных скандалах могут быть замешаны представители Nike. Ее название в материалах американского следствия не упоминалось, но в контексте эпизодов взяточничества  в Бразилии там говорилось о "транснациональной компании – производителе спортивной одежды со штаб-квартирой в США". Nike уже заявила, что готова сотрудничать со следствием. «Так же, как и болельщики повсюду, мы искренне увлечены игрой и обеспокоены очень серьезными обвинениями», – говорится в ее заявлении. «Nike верит в этику и принципы fair play как в бизнесе, так и в спорте и выступает категорически против любых форм манипуляции или взяточничества. Мы сотрудничали и будем сотрудничать с властями», – отмечают в компании.

В начале года о разрыве отношений с FIFA объявили три крупнейших международных спонсора организации – Castrol, Continental и Johnson & Johnson. Ранее от сотрудничества отказались Sony и Emirates. В общей сложности поддержка пяти спонсоров FIFA составляла более $1,5 млрд каждые четыре года. Незадолго до разрыва отношений с FIFA Sony призвала организацию провести тщательное расследование обвинений в коррупции.

Спонсорские средства составляют около 40% всего бюджета FIFA. В середине 2014 г. FIFA приняла бюджет на 2015–2018 гг. За предстоящие три года ассоциация намерена потратить $4,9 млрд, а заработать – около $5 млрд. 

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать