«Мечел» продаст РЖД 1,5 млн т рельсов

Компания получила сертификат на поставку монополии рельсов в течение трех лет. «Мечел» составит конкуренцию Evraz
«Мечел» встает на рельсы/ А. Махонин/ Ведомости

До сих пор единственным российским поставщиком РЖД был Evraz. В 2014 г. РЖД закупила 830 000 т рельсов, план на этот год – 600 000 т, говорит представитель РЖД. Evraz в январе начал переговоры с РЖД о повышении цен на рельсы на 10% из-за девальвации рубля, рассказывали «Ведомостям» два источника, близких к обеим компаниям. Но после укрепления рубля в середине II квартала Evraz снизил цены, говорил «Ведомостям» источник, близкий к компании. С приходом второго игрока цена вряд ли изменится – она привязана к стоимости железной руды и курсу валюты, считает аналитик Газпромбанка Айрат Халиков. РЖД закупает рельсы по долгосрочным контрактам, предусматривающим размер поставки и формулу цены, рассказал представитель РЖД. Выбирать поставщиков РЖД будет «в соответствии с долгосрочными договорами», сказал он. В последний раз РЖД проводила аукцион по закупкам рельсов в 2007 г., следует из данных сайта tender.rzd.ru.

Год назад «Мечел» поставил пробную партию 100-метровых рельсов на сертификационные испытания РЖД, а в минувшую пятницу получил сертификат на поставку РЖД этих рельсов, рассказал «Ведомостям» источник в Росжелдоре и подтвердил представитель «Мечела».

Представители РЖД и «Мечела» отметили, что сейчас стороны обсуждают детали контракта на поставку рельсов (в том числе 100-метровых), но детали не раскрыли. Поставки рельсов могут начаться в середине июля – начале августа, а всего в течение трех лет «Мечел» должен поставить до 1,5 млн т рельсов, отмечает источник «Ведомостей», близкий к одной из сторон переговоров. «Если мы договоримся по ценам и объемам, то мы [«Мечел»] готовы произвести и поставить РЖД 140 000–150 000 т рельсов до конца года», – говорил на телеконференции гендиректор «Мечела» Олег Коржов.

Рельсобалочный стан мощностью 1,1 млн т (в том числе 400 000 т – производство рельсов) запущен на Челябинском металлургическом комбинате (ЧМК) в 2013 г. Проект обошелся в $750 млн. Сталелитейный сегмент в I квартале обеспечил «Мечелу» почти половину EBITDA – $106 млн, следует из презентации компании.

Сколько стоят рельсы

В материалах РЖД говорилось, что для закупки 82 000 т рельсов потребуется около 2,7 млрд руб. Таким образом, за 1 т рельсов компания платит примерно 33 000 руб. На закупки в этом году (600 000 т) компании понадобится 19,2 млрд руб.

В 2014 г. Evraz поставил РЖД около 60% произведенных рельсов – примерно 720 000 т. Но холдинг собирается увеличивать экспорт. «В 2015 г. у компании уже есть контракты на поставки 50 000–60 000 т», – говорил вице-президент Evraz Илья Широкоброд в начале июня. Ключевые рынки сбыта – страны Латинской Америки, Ближнего Востока, Европы и Юго-Восточной Азии.

Экспортировать рельсы намерен и «Мечел». Компания имеет статус потенциального поставщика рельсов Deutsche Bahn, отгружает пробные партии «Норникелю», ММК и «Роснефти». Если «Мечел» ежегодно будет продавать 400 000 т рельсов, это может обеспечить рентабельность стана на уровне 25–30% в зависимости от динамики цен на сталь и курса рубля, подсчитал аналитик RMG Андрей Третельников. В таком случае компания может получать около $50 млн EBITDA в год, что хорошо скажется на бизнесе в целом, но не окажет существенного влияния на способность погашать долг ($6,5 млрд на 31 марта), уверен Третельников.

В подготовке статьи участвовала Милана Челпанова