«Алтайвагон» может увеличить чистый убыток в 73 раза

У предприятия мощностью 800 вагонов в месяц на второе полугодие лишь один контракт на 500 вагонов
В конце прошлого года «Алтайвагон» месяц простоял без заказов/ Салихов Рашид/ ТАСС

«Алтайвагон» (структура холдинговой компании СДС) в 2015 г. может увеличить чистый убыток с 23 млн до 1,68 млрд руб., говорится в отчете за 2014 г. Предприятие планирует выпустить 2904 вагона против прошлогодних 5667. При этом производственная мощность завода – до 800 вагонов ежемесячно.

Пресс-служба СДС вчера не смогла оперативно прокомментировать ситуацию, а в январе сообщала «Ведомостям» о «существенном снижении цен на грузовые вагоны» и «полном прекращении спроса со стороны операторов», о высокой долговой нагрузке завода.

В годовом отчете «Алтайвагона» отмечается также растущая конкуренция со стороны российских и украинских вагоностроителей.

«Алтайвагон» – второй в России по объему выпуска грузовых железнодорожных вагонов (около 20 моделей) и единственный за Уралом. На заводе работает 7000 человек (это градообразующее предприятие Новоалтайска с населением 71 000 человек). Филиал «Алтайвагона» в Рубцовске производит стальное литье, производственная мощность – более 3300 т ежемесячно. Кузбасская вагоностроительная компания (филиал «Алтайвагона») в Кемерове выпускает железнодорожные платформы, вагоны-цистерны, танк-контейнеры, оборудование для нефтехимической и газовой отраслей.

В конце 2014 г. «Алтайвагон» на месяц останавливал работу из-за отсутствия заказов; 19 января он снова запустил конвейер, но часть сотрудников оставалась в вынужденных отпусках с сохранением 2/3 зарплаты. В первом полугодии завод выпустил 1145 вагонов, знает начальник управления по промышленности и энергетике администрации Алтайского края Виктор Мещеряков. За январь – июнь 2014 г. «Алтайвагон» произвел почти в 1,5 раза больше – 2182 вагона.

Уже построили

В феврале «Алтайвагон» победил в открытом аукционе на поставку 200 грузовых вагонов для ФГК в 2015 г. Сумма контракта – 348,1 млн руб. с НДС, говорится на сайте ФГК.

По информации Мещерякова, на второе полугодие у «Алтайвагона» пока есть только один заказ: около 500 вагонов для СУЭК, 220 вагонов завод построит до конца июля, остальные – в августе и сентябре. СУЭК заказала «Алтайвагону» две модели вагонов, уточняет заместитель генерального директора СУЭК Денис Илатовский. По его словам, 1000 люковых вагонов грузоподъемностью 75 т компания уже получила в 2014–2015 гг., до конца года она ожидает поставок еще 1000 безлюковых вагонов грузоподъемностью 77 т. «Это новая разработка «Алтайвагона», инновационные вагоны, завод только в конце июня сертифицировал их», – говорит Илатовский. СУЭК собирается испытать алтайские вагоны в направлении морского торгового порта Ванино, добавляет он.

Объемы железнодорожных грузоперевозок в I квартале снизились примерно на треть, при том что на рынке и так существует профицит парка грузовых вагонов, передал через пресс-службу первый заместитель генерального директора «Желдорэкспедиции» Игорь Дорогов. Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров оценивает профицит парка на сети РЖД до 100 000 единиц, из которых более 50 000 полувагонов и более 20 000 цистерн. Спрос сохраняется только на инновационные вагоны, доходность оперирования которыми выше в среднем на 400–500 руб. в сутки за счет увеличенной грузоподъемности, тарифной скидки на порожний пробег и увеличенных межремонтных пробегов, говорит Бурмистров.

«Алтайвагону» придется сокращать издержки, в том числе и на персонал, и готовиться к тому, что заказов будет меньше, а борьба за них станет жестче, говорит Дорогов. По его мнению, компании нужно двигаться на перспективные рынки и углублять контакты с экспортерами: «СУЭК – это шаг в правильном направлении». «Возможно, стоит обратить внимание на компании из нефтяной и металлургической отраслей», – добавляет аналитик.

Высокий уровень загрузки в первом полугодии был только у Тихвинского вагоностроительного завода – более чем на 70% (предприятие специализируется на выпуске инновационного подвижного состава), отмечает Бурмистров. Остальные производители загружены существенно меньше, продолжает он: «Алтайвагон», Новозыбковский ВСЗ и Рославльский ВРЗ – около 30%, «Рузхиммаш» и «Уралвагонзавод» – около 10%. По мнению Илатовского, в этом году производство грузовых вагонов упадет примерно вдвое: «Хорошо, если все вагоностроители выпустят 20 000–25 000 вагонов».