За 10 лет «Роснефть» поставит индийской Essar 100 млн т нефти

Российская госкомпания собирается также инвестировать в индийскую нефтепереработку
Игорь Сечин (справа) заключает новые контракты с крупнейшими странами мира – следом за Китаем потребителем «Роснефти» станет Индия (слева – владелец Essar Шаши Руйя)/ REUTERS

Нефтяная госкомпания «Роснефть» и индийская корпорация Essar вчера во время саммита БРИКС заключили контракт на поставку 100 млн т российской нефти в течение 10 лет в Индию.

Основные условия контракта стороны согласовали в декабре 2014 г. во время визита в Дели президента Путина. Когда начнутся поставки и какова цена контракта, не сообщается. В IV квартале 2014 г. средняя цена поставок «Роснефти» в Азию составляла 23 700 руб. за 1 т.

Президент «Роснефти» Игорь Сечин рассказал, передают агентства «Интерфакс» и ТАСС, что для повышения эффективности поставок компания может договориться о своп-операциях, в перспективе для этого может быть использована иранская нефть.

Essar и «Роснефть» также подписали документ, касающийся вхождения «Роснефти» в уставный капитал нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) в городе Вадинар: российская компания получит до 49%. Этот пакет «Роснефть» может оплатить как деньгами, так и нефтью, сообщил Сечин. Сейчас мощность НПЗ составляет 20 млн т в год, партнеры намерены увеличить ее до 45 млн т к 2020 г. В сделку также входит розничная сеть из 1600 АЗС на территории Индии, в следующие два года их количество должно вырасти до 5000, сообщает ТАСС. «Роснефть» информирует, что нефть по контракту с Essar пойдет именно на НПЗ в Вадинаре.

У «Роснефти» и Essar есть и еще планы – развивать сотрудничество в добычных проектах в России и третьих странах, рассказал совладелец группы Essar Шаши Руйя. «Роснефть» не исключила привлечения Essar к работе на шельфе. Представитель Essar не ответил на вопросы «Ведомостей», «Роснефть» отказалась от комментариев.

Святослав Славинский
Вице-президент «Роснефти» по экономике и финансам

Мы развиваем нефтегазовый кластер на базе Ванкорских месторождений: Сузун, Тагул, Лодочное, теперь у нас есть новый актив – Таас-Юрях, Юрубчено-Тохомское. Только этот кластер может дать добычу 55 млн т нефти в год к 2025 г.

В 2014 г. «Роснефть» поставила на экспорт 101,3 млн т нефти, из них в Азию – 33,1 млн т, на Китай пришлось 22,6 млн т. Наращивание присутствия в перспективном Азиатско-Тихоокеанском регионе – безусловный приоритет «Роснефти», писал Сечин в обращении к акционерам в годовом отчете за 2014 г., хотя и не в ущерб сотрудничеству с европейскими партнерами.

«Достигнутые [с Essar] договоренности носят стратегический характер, – заявил вчера Сечин. – Реализация условий подписанных документов окажет значительный эффект на масштаб экономического сотрудничества России и Индии. Товарооборот между странами увеличится более чем на 50%».

В прошлом году добыча «Роснефти» составила 205 млн т, это на 1% меньше, чем в 2013 г. И добыча компании продолжает падать: с января по май нынешнего года – еще на 0,9% по сравнению с 2014 г. Но в ближайшие 10 лет «Роснефть» планирует серьезно нарастить добычу: при благоприятной конъюнктуре в 2015–2017 гг. – примерно на 2% в год, обещал Сечин в июне.

Сейчас у «Роснефти» нет незаконтрактованной нефти для Индии, а перенаправлять поставки с других рынков она не будет, чтобы не потерять покупателей, говорит портфельный управляющий GL Financial Group Сергей Вахрамеев. Но, вторит он Сечину, «Роснефть» сможет нарастить добычу на необходимые 10 млн т уже в 2017–2018 гг. В 2018–2019 гг. добыча может вырасти еще примерно на 10 млн т и обеспечение поставок в Индию не будет представлять сложности, уверен Вахрамеев. А вот обсуждаемая схема своповых поставок с Ираном может и не сработать. Иран наряду с арабскими странами – основной конкурент России в Азии и, если с него будут сняты санкции, ему выгоднее нарастить собственные поставки в Индию, констатирует Вахрамеев. По его подсчетам, одномоментно Иран может увеличить производство на 50 млн т в год.

Логичнее всего поставлять нефть в Индию так: по трубопроводу Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО) до порта Козьмино, а дальше морем, считает эксперт. Сейчас пропускная способность ВСТО – 50 млн т до Сковородина и 30 млн т до Козьмина (к 2020 г. – те же 50 млн т). Представитель «Транснефти» не ответил «Ведомостям», хватит ли пропускной способности ВСТО для дополнительных 10 млн т нефти в год.