Статья опубликована в № 3914 от 10.09.2015 под заголовком: Артель барменов

Бармены Петербурга заключили джентльменское соглашение

Совместные закупки позволяют им экономить и удерживать цены

Идея объединить закупки родилась как антикризисная мера в декабре 2014 г., когда из-за резкого скачка курса доллара поставщики подняли цены, причем в ряде случаев непропорционально курсовым колебаниям, рассказал «Ведомостям» в кулуарах выставки Moscow Bar Show – 2015 совладелец бара «Полторы комнаты» Владимир Николаев. «В какой-то момент килограмм лаймов нам стали предлагать по 600 руб., и стало понятно, что в одиночку выторговывать скидки сложно», – говорит он. Сначала, по словам Николаева, объединение включало три бара, теперь их около 40. Объединение неформальное – это «джентльменское соглашение», поясняет Николаев: «У нас есть только чат «В контакте», где мы и общаемся».

Схема, по словам генерального управляющего The Hat Group (бары The Hat, Fiddler’s Green, Apoteka) Григория Кулеша, следующая: каждый делает покупку сам, но менеджер, ведущий заказы участников объединения, имеет представление об общих объемах закупки и может предоставить соответствующую скидку. «Если нам предлагают лаймы по 600 руб. за килограмм, а кто-то знает, где можно купить за 175 руб., об этом мы тоже рассказываем друг другу», – также рассказал Николаев.

Ритейлеры тоже объединяются

В мае этого года розничная сеть Prisma (принадлежит финскому холдингу S-Group) и компания «Интерторг» (управляет универсамами «Народная 7Я семьЯ», «идеЯ» и Spar) объявили, что объединят усилия, чтобы «сохранить рентабельность бизнеса и оказания качественных услуг покупателям обоих операторов розничного ритейла». «Объединение усилий в операционной деятельности поможет разнообразить ассортимент на полках и сделать цены более привлекательными для покупателей, а обмен опытом поможет улучшить качество обслуживания в наших супермаркетах», – передавала пресс-служба слова финансового директора ООО «ТД «Интерторг» Марианны Левинтовой.

В основном такие совместные закупки касаются фруктов, овощей, хозтоваров и алкоголя. Правда, так удобнее и дешевле закупать только эксклюзивные напитки в небольшом объеме, а по базовым позициям у каждого бара есть собственный контракт с дистрибутором и его условия – коммерческая тайна даже внутри объединения, говорит Николаев. В этом, по словам Кулеша, элемент конкуренции внутри ассоциации, плюс у каждого бара есть свои эксклюзивные особенности – например, живая музыка.

Объединение баров помогло его участникам оптимизировать не только закупки, но и арендные платежи, утверждает Николаев: если арендодатели пытаются поднять цену, то ее всегда можно сравнить с тем, сколько платят за аренду другие заведения, и оперировать этим аргументом в переговорах. Даже клининговые услуги теперь заказываются совместно. «Мы нанимаем одну уборщицу на несколько заведений, и теперь она час работает в одном месте, потом час – в другом и так далее», в итоге эта услуга теперь нам обходится в 250 руб. вместо 750 руб. в день, рассказывает Николаев. Участники объединения также делятся мнениями о кандидатах на трудоустройство, контактами мастеров и т. д., добавляет Кулеш.

По разным данным, с декабря 2014 г. прекратили работу от 10 до 20% заведений общепита, говорит исполнительный директор Restcon Андрей Петраков. А из членов «союза» никто не закрылся, утверждает Николаев. Более того, «Полторы комнаты» сократили издержки на 27%, а цены на напитки, как утверждает совладелец бара Иван Ляшук, остались на прежнем уровне. Барам The Hat Group удалось оставить цены на уровне годовой давности на 90% напитков, утверждает Кулеш. По свидетельству топ-менеджера одной из ресторанных сетей, практически все дистрибуторы повысили за это время цены примерно на 25%.