ФАС предложила не платить за текущий ремонт вагонов

Но только в том случае, если вагон испорчен по вине РЖД. Операторы против
Спор между участниками рынка и чиновниками начался из-за роста количества ремонтов и их удорожания/ Е. Разумный/ Ведомости

Чиновники, РЖД и операторы продолжают спорить о том, кто, как и сколько должен платить за услуги по текущему ремонту вагонов во время перевозки – так называемому текущему отцепочному ремонту. Неисправный вагон РЖД может направить на ремонт, оплачивать который приходится операторам.

ФАС подготовила поправки в устав железнодорожного транспорта, регулирующие порядок оплаты операций, связанных с текущим отцепочным ремонтом вагонов: отцепкой, диагностикой и его доставкой в депо («Ведомостям» удалось ознакомиться с проектом поправок). ФАС предлагает прописать в уставе: если ремонт происходит по вине владельца вагона, то помимо платы за сам ремонт он платит РЖД и за операции, связанные с ремонтом. Но если поломка вагона произошла по вине РЖД, то владелец затраты не компенсирует. Размеры выплат определит ФАС (сейчас – РЖД). Из документа не ясно, кто должен определять виновника поломки. Представитель ФАС на вопросы «Ведомостей» не ответил. Его коллега из РЖД от комментариев отказался.

Прежде чем корректировать устав, который регламентирует перевозочную деятельность, нужно вначале подготовить документы, определяющие, что такое текущий отцепочный ремонт и как он должен проводиться, говорится в письме исполнительного директора Совета операторов железнодорожного транспорта Алексея Дружинина в ФАС от 11 сентября (копия есть у «Ведомостей»). Но главное, пишет Дружинин, уставом руководствуются стороны договора перевозки: РЖД и грузоотправитель – а владелец вагона ею не является, поэтому на него действие документа не распространяется. Поэтому ФАС должна отказаться от дальнейшей разработки таких поправок, пишет Дружинин. Процедура принятия решения о ремонте вагона непрозрачна, объясняет топ-менеджер одного из операторов: решение принимает депо и владелец вагона не может его проверить. Таким образом, у РЖД нет стимула сокращать число отцепочных ремонтов, считает собеседник «Ведомостей».

Спор между участниками рынка и чиновниками начался из-за роста количества ремонтов и их удорожания. По данным гендиректора агентства «Infoline-аналитика» Михаила Бурмистрова, с 2011 г. число ремонтов выросло на 30% до 1,3 млн вагонов в год, а стоимость – вчетверо до 65 000 руб. за вагон. Выходит, в год текущий ремонт вагонов обходится операторам в 84,5 млрд руб. Весной ФСТ предлагала ввести тарифы на услуги по отцепке вагона, его диагностике и доставке в депо (90% таких работ предоставляет РЖД). РЖД хотела включить стоимость ремонтов в тариф. А Совет потребителей при РЖД предлагал установить единый тариф на отцепочный ремонт.