Статья опубликована в № 3925 от 25.09.2015 под заголовком: Рекламный потенциал под угрозой

Биологически активные добавки могут быть запрещены

Это станет серьезным ударом для части рекламного рынка

Роспотребнадзор запретил госрегистрацию биологически активных добавок (БАД) для повышения потенции «Тонгкат али платинум» и «Тонгкат али платинум форте» малазийской Polens (M) SDN. BHD, рассказал «Ведомостям» представитель службы. Основанием стало постановление минздрава Белоруссии, входящей в единый с Россией Евразийский экономический союз, знает человек, близкий к одной из сторон. Белоруссия остановила ввоз и продажу этих препаратов еще с 17 июля 2015 г., сказано в сообщении ее министерства торговли. Получить комментарии Polens (M) SDN. BHD не удалось.

Причиной запрета на продажу добавок стало содержание в них фармацевтического вещества тадалафил – а в БАДах не должно быть лекарственных составляющих, объясняет представитель Роспотребнадзора. «Тонгкат али платинум» стал первым препаратом для повышения потенции, который запретил Роспотребнадзор, отмечает он. В 2014 г. в топ-7 самых продаваемых БАДов в России входили три препарата для улучшения потенции: «Сеалекс» (№ 1), «Али капс» (№ 3) и «Тонгкат» (№ 7), следует из отчета DSM Group. Тогда на эти три препарата пришлось 11,5% общероссийских продаж БАДов, или 3,3 млрд руб.

Теперь Роспотребнадзор проверяет производство и оборот всех БАДов, при этом «особое внимание уделяется контролю за качеством и безопасностью», говорит его представитель. У продавцов добавок проверяют наличие документов на сырье и соответствие этикетки составу. За первую половину 2015 г. служба провела около 1300 таких проверок и забраковала 42 партии.

В частности, служба проверяла продукцию производителя «Сеалекса» и «Али капса» – компании «РИА-панда», рассказал «Ведомостям» ее президент Дмитрий Дергачев, но претензий не было.

До конца 2015 г. Роспотребнадзор разработает методику, позволяющую установить содержание лекарственных веществ в БАДах, знает человек, знакомый с сотрудниками надзорной службы. В результате с продажи может быть снято большинство средств для улучшения потенции, рассуждает собеседник «Ведомостей». Официальный представитель Роспотребнадзора это не комментирует.

Если Роспотребнадзор сможет установить, что в БАДах есть лекарственные вещества, они будут сразу сняты с продажи, добавляет гендиректор DSM Group Сергей Шуляк.

Если верить данным совместного исследования Союза профессиональных фармацевтических организаций, Аптечной гильдии и Объединения производителей биологически активных добавок к пище, 80% реализуемых в России добавок содержат запрещенные вещества, бесконтрольное употребление которых угрожает здоровью. В отношении производителей этих БАДов Следственный комитет России (СКР) даже возбуждал уголовное дело, рассказал представитель Роспотребнадзора и подтвердил человек в правоохранительных органах. Представитель СКР на вопросы не ответил.

Эффективный запрет

В 2012 г. Госдума запретила любую рекламу пива. В итоге продажи рекламы в печатных СМИ сократились в 2013 г. на 10% до 37 млрд руб. (данные АКАР).

Между тем реклама биологически активных добавок обеспечивает в последние годы всего около 4% рекламного рынка страны, считает крупнейший российский селлер Vi. Если опираться на оценку Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), получается, что производители таких средств ежегодно тратят на продвижение в медиа больше 13,5 млрд руб. Это сопоставимо с рекламными доходами всех российских радиостанций (16,9 млрд руб. в 2014 г.).

Рекламный бюджет «РИА-панды» в 2014 г. составил 2 млрд руб., в 2015 г. – 1,2 млрд руб., говорит Дергачев. Малазийская Polens занимала в прошлом году 0,17% российского рекламного рынка, указывает главный редактор AdIndex Ирина Пустовит. Весь этот рынок составил в 2014 г., по данным АКАР, 340,1 млрд руб. – значит, если данные Пустовит верны, Polens потратила на рекламу около 578 млн руб.

Больше всего зависимы от рекламных бюджетов БАДов «разговорные» радиостанции и массовые газеты, говорят опрошенные «Ведомостями» участники рынка.

По оценке Vi, в первой половине 2015 г. реклама БАДов принесла таким радиостанциям до 1/4 доходов. Заместитель гендиректора холдинга «Москва медиа» Матвей Назаров подтвердил, что «Радио Москвы» такая реклама приносит существенный доход. А «Эху Москвы» – около 4%, говорит его гендиректор Екатерина Павлова. По оценке ВКПМ (управляет радиостанциями холдинга «Газпром-медиа»), всем московским и сетевым радиостанциям в первой половине 2015 г. реклама БАДов принесла около 10% рекламных доходов, или примерно 300 млн руб.

Для целого ряда массовых газет БАДы – крупнейшая рекламная категория, указывает первый заместитель гендиректора издательского дома «Комсомольская правда» Владислав Гемст: «Если Роспотребнадзор ограничит распространение и, соответственно, рекламу большинства таких средств, это будет катастрофой для рынка СМИ. Тем более для спортивных газет – им реклама средств против импотенции приносит до 40% доходов».

Интернет-компаниям ограничения на рынке БАДов могут обернуться потерей около 200 млн руб. годового дохода, или 1% медийной рекламы в рунете, подсчитал вице-президент российского подразделения Dentsu Aegis Network Андрей Чернышов (потери в контекстной рекламе он не оценивал).

Рекламный рынок и так в кризисе, а лекарственные средства – не просто крупнейшая, а одна из немногих растущих категорий на рынке, солидарны все опрошенные «Ведомостями» руководители СМИ и рекламных агентств.

В подготовке статьи участвовал Алексей Никольский

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать