Государству придется заплатить за банкротство «Трансаэро»

ВТБ получит из бюджета 9 млрд рублей госгарантии по кредиту авиакомпании
С кризиса 2008 г. государству не приходилось платить по госгарантиям крупным компаниям/ Марина Лысцева/ ТАСС

Примерно 90% из кредита ВТБ в 12 млрд руб. обеспечены государственной гарантией, и правительство по этой гарантии расплатится», – заявил на октябрьском форуме в Сочи телеканалу «Россия 24» президент ВТБ Андрей Костин.

«Трансаэро» получила кредит ВТБ под госгарантии на 9 млрд руб. в январе 2015 г., сообщали банк и перевозчик. Срок кредита они не называли. Согласно постановлению правительства от 14 августа 2012 г. «О порядке предоставления в 2012–2015 гг. госгарантий...» бюджет гарантирует кредиты сроком 3–7 лет. Долг перед ВТБ составляет 12,7 млрд руб., говорится в отчете «Трансаэро» за II квартал.

Первого октября чиновники на совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева посчитали, что спасти «Трансаэро» не удастся и компанию придется банкротить.

«С кризиса 2008 г. это первый случай из публичных историй, когда сработает госгарантия и бюджету придется покрывать обязательства заемщика», – отмечает аналитик «Велес-капитала» Иван Манаенко.

Не надо банкротить

Некоторые банки-кредиторы считают, что «Трансаэро» еще можно спасти. Принадлежащий Михаилу Прохорову банк МФК предлагает передать 75% плюс 1 акция авиакомпании в управление банкам, реструктурировать банковский долг (80–85 млрд руб.), списать 20% долга и конвертировать часть в акции, разрешить банкам-кредиторам не нести дополнительной нагрузки на капитал по долгам компании. Такое решение надо было принимать в мае: теперь пришлось бы гасить операционные долги (16–18 млрд руб.), вложения «Аэрофлота» (только в сентябре дал «Трансаэро» 5 млрд руб.) и около 30 млрд руб. потратить на перезапуск – компания со 2 октября не продает билетов, не получает денег, репутация ее подорвана, говорит топ-менеджер одного из кредиторов. Выручка «Трансаэро» в сентябре составила 700 млн руб., сообщил «Интерфакс» со ссылкой на двух источников в банках-кредиторах. В первом полугодии среднемесячная выручка компании по МСФО составляла 8,4 млрд руб.

Согласно постановлению правительства гарантийный случай наступает, если заемщик не погасит основной долг в срок, установленный кредитным договором. Раньше этого срока предъявить гарантию к исполнению нельзя. «Даже если срок полного погашения долга считается наступившим (по российскому законодательству, например, при банкротстве заемщика), гарантийный случай не наступает. Тем более гарантия не предъявляется Минфину, если кредитор требует досрочного погашения долга из-за просрочки платежей», – говорит адвокат бюро «Дмитрий Матвеев и партнеры» Ольга Гутиева. «Банк может досрочно истребовать всю сумму кредита в случае просрочки платежей, невыполнения ковенантов, ухудшения качества обеспечения, но обязательства гаранта по кредиту часто ограниченны по сравнению с обязательствами самого заемщика и могут не распространяться на случаи досрочного истребования, – соглашается юрист консалтинговой группы «НЭО центр» Александр Румянцев. – По общему правилу гарантийный случай по госгарантии наступает при невозврате заемщиком кредита в срок, установленный кредитным договором». Банкротство не является гарантийным случаем, подтверждает чиновник Минфина.

Альфа-банк, Сбербанк и ВТБ заявили о намерениях банкротить «Трансаэро». Два первых 2 октября даже сообщили о своих намерениях через единый федеральный реестр и смогут подавать на банкротство спустя 15 дней.

«Гарантийный случай по «Трансаэро» наступит, но года через три – правительство от своих обязательств перед ВТБ, конечно, отказываться не будет, но за это время можно будет договориться с госбанком, есть много возможностей нивелировать ситуацию и избежать прямых выплат из бюджета всей суммы», – считает федеральный чиновник. Эту тему еще предстоит обсудить с Минфином и ВТБ. Пока никаких разговоров об этом не было, добавляет собеседник «Ведомостей». По его словам, при принятии решения банкротить «Трансаэро» тема госгарантий и возможных потерь бюджета не принималась во внимание: это финансово-технические детали, главное – перевезти всех пассажиров и трудоустроить коллектив. Предъявление гарантий к исполнению возможно только в 2018 г., так что пока об этом думать рано, подтверждает чиновник Минфина.