Дальнобойщики в регионах вышли на дорогу в знак протеста

Они требуют отменить сбор за проезд большегрузов по федеральным трассам
Десятки дальнобойщиков в регионах устроили акцию протеста/ Евгений Курсков/ ТАСС

В Белгородской области больше 150 водителей большегрузов поставили свои машины на "аварийку" на трассе "Москва – Крым", оставив свободными по одной полосе в каждом направлении. Как сообщает ТАСС, серьезных затруднений в движении это не создало. Протестующие требуют отменить сбор с грузовиков за проезд по федеральным трассам, а в случае отказа обещают не выйти на работу с 15 ноября. "Белпресса" накануне сообщала, что акцию протеста с 9.00 до 10.00 мск собирались провести одновременно в 36 городах России дальнобойщики и другие сотрудники транспортных компаний. Акцию инициировал межрегиональный профсоюз водителей-профессионалов, который хочет привлечь внимание властей к введению системы «Платон» для регистрации автоперевозок.

Если 11 ноября дальнобойщики лишь паркуются на обочине федеральных трасс, то уже в воскресенье 15-го они обещают вставать на выездах на федеральные трассы в любых рядах, объяснил «Ведомостям» суть акции один из ее организаторов - председатель совета петербургского НП «Грузоавтотранс» Владимир Матягин. «Ведь водителям так и не удалось получить те самые передающие устройства, с помощью которых они должны оплачивать проезд. Таким образом дальнобойщики выполнят требования закона о платном проезде большегрузов», - уточнил Матягин. 

"Наше главное требование - отменить введенный правительством РФ сбор в размере 3,5 рублей для проезда грузовиков весом от 12 тонн за проезд 1 км по федеральным трассам, - заявил ТАСС координатор акции в Белгородской области Сергей Коротков. - Сегодня нас собралось более 150 белгородских водителей, и это лишь 30% тех, кто реально пострадает от нововведения правительства только в нашем регионе". По его словам, система взимания платы не протестирована, а при малейших неполадках водителям грозят значительные для них штрафы. Также он заявил, что водителям фур до сих пор не выдают устройства, с помощью которых власти намерены контролировать движение грузовиков.

Акции протеста дальнобойщиков проходят в десятках регионов

"Сегодня нас просто вынуждают повысить цены на перевозки. За несколько лет выросла цена не только дизельного топлива, но и комплектующих для фур. Цены на перевозки все это время практически не менялись. Мы же все понимаем, что новый сбор мы просто вынуждены будет включить в стоимость услуг по перевозке грузов. Соответственно поставщики товаров заложат это в стоимость их для потребителей, в конечном итоге стоимость продуктов, товаров первой необходимости может вырасти в разы", - заявил ТАСС один из участников акции. По словам другого протестующего, из 10 рублей, которые фактически зарабатывала на 1 км фура до нововведения, водителям оставалось максимум 8 рублей с учетом всех издержек (налогов, топлива и амортизации авто), теперь водители будут зарабатывать не больше 5 рублей на 1 км.

В связи с введением нового сбора ряд перевозчиков уже объявили о 30%-ном повышении тарифов на свои услуги, сообщает "Интерфакс". "Когда принимался этот закон, изначально предполагалось, что плату за проезд будут взимать с автомобилей с нагрузкой 12 т на ось - и это правильно, так как такие машины действительно наносят ущерб дорогам, - объяснил агентству организатор протеста во Владимирской области, замдиректора "Покровского завода ЖБИ", отвечающий за вопросы логистики, Владислав Малышев. - Но подобных машин крайне мало, и тогда действие закона просто расширили и на остальные автомобили. Кроме того, стоимость перевозимых по дороге товаров различается, и если заплатить 4000 руб. за перевозку 1000 т колбасы общей стоимостью 4 млн руб. - это просто, а для автомобиля, перевозящего стройматериалы, например песок или щебень по 500 руб. за тонну, это просто неподъемная нагрузка".

В Красноярском крае под Ачинском в акции приняли участие около полусотни грузовиков, как местных, так и тех, что шли через регион транзитом. Как сообщил "Интерфаксу" координатор протеста Ян Шикин, акция продолжалась около двух часов "и прошла очень хорошо и без происшествий", трассу не перекрывали. По его словам, со стороны ГИБДД к участникам акции претензий не возникло.

"Мы не перекрывали трассу и изначально сами против подобных действий. Но мы просим руководство страны не доводить людей до подобных мер. Мы не хотим оказаться в заложниках, а просто желаем работать как прежде", - сказал Шикин.

Под Новосибирском в акции приняли участие более 370 большегрузов, сообщает "Интерфакс". Они встали на обочине федеральной трассы Новосибирск - Омск в районе аэропорта "Толмачево" и не препятствовали проезду транспорта. Колонны фур растянулись более чем на 15 км. Акция продолжалась два часа, сообщил Тайге.инфо представитель Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков Дмитрий Сердцев. Ситуацию контролировали полиция и ГИБДД.

Несанкционированная акция прошла и в Рязани, сообщает "Рязанская газета", не приводя подробностей.

Под Иркутском на трассе М-55 "Комсомольская правда" насчитала около 50 фур, участвующих в протесте.

В Подмосковье дальнобойщики протестовали на трассе М4 "Дон". Как сообщает радиостанция "Говорит Москва", полиция насчитала на обочине 60 грузовиков. В региональном управлении МВД отметили, что водители дорогу не перекрывали и затруднений в движении не вызывали. На место выезжали сотрудники ГИБДД и дополнительные патрули. Корреспондент Газеты.ру на трассе М5 насчитал около 20 фур, которые простояли на обочине со включенными аварийными сигналами с 9 до 10 утра. На лобовом стекле большинство водителей разместили плакаты с требованиями «отменить поборы». Акция прошла без инцидентов, дорожных заторов на этом участке не образовывалось. Отстояв ровно час, водители покинули обочину, громко сигналя.

Плата за проезд грузовиков весом свыше 12 т будет взиматься с 15 ноября. Регистрация в системе «Платон» началась 15 октября. В мае правительство утвердило ставку в 3,73 руб./км, но сейчас обсуждается ее снижение, в проекте федерального бюджета на следующий год уже заложен тариф в 3,06 руб. 10 ноября премьер-министр Дмитрий Медведев своим постановлением ввел понижающий коэффициент. До конца февраля владельцам тяжелых грузовиков придется платить 1,53 руб. за километр, к исходному тарифу применяется коэффициент 0,41. С 1 марта 2016 г. до 31 декабря 2018 г. понижающий коэффициент составит 0,82, т. е. проезд на расстояние 1 км будет стоить 3,06 руб.

За сбор платежей и работу «Платона» отвечает концессионер «РТ-инвест транспортные системы» (РТИТС, компания в равных долях принадлежит фонду «РТ-инвест» «Ростеха» и сыну Аркадия Ротенберга Игорю), за свои услуги компания получит от 10,6 млрд руб. в год, писали "Ведомости". Оставшиеся около 40 млрд руб. от сбора платы с грузовиков будут направлены в Федеральный дорожный фонд.

В соответствии с нововведениями водителям фур необходимо будет оплачивать проезд заранее, согласовав маршрут движения грузовика с компанией "РТ-инвест транспортные системы", напоминает ТАСС. Регистрировать пройденный путь будет специальное бортовое устройство, которое нужно купить дополнительно. Проследить, чтобы устройство обязательно было на борту каждого грузовика, должны будут сотрудники ГИБДД. За отсутствие прибора учета водителям грозят крупные штрафы - до 1 млн руб. за повторное нарушение для юрлиц.

Союз автомобилистов Белогорья решил поддержать водителей фур. Председатель союза Леонид Каплий сказал ТАСС, что, по его мнению, начать нужно со сбора подписей и выдвижения конкретных требований. После этого письменное требование будет направлено в кабмин. Самое разумное, как он считает, - договориться с правительством о постепенном повышении предлагаемого сбора. "Мы понимаем, что мера, принятая федеральным правительством, вынужденная. Наибольший урон дорогам сегодня наносят именно многотоннажные фуры. И поэтому единственный вариант урегулирования конфликта - поиск компромисса: важно сегодня предложить федеральным властям вводить плату за проезд большегрузов по федеральным трассам постепенно. Скажем, раз в квартал, повышая ее на незначительную сумму. Таким образом удастся и привлечь средства на ремонт и содержание дорог федерального значения, и избежать социального напряжения", - сказал Каплий.

Между тем, координатор акции в Красноярском крае высказался категорически против введения платы за проезд. "Тут нет компромисса. Сбора не должно быть вообще, поскольку строительство дорог и так закладывается в бюджет по другим статьям. Наконец, плата за проезд по трассам ляжет дополнительным бременем на обычное население, поскольку она будет отражаться в ценах на любой перевозимый груз", - заявил "Интерфаксу" Шикин.

Штрафы за неоплаченный проезд грузовиков массой свыше 12 т с 15 ноября будут взиматься только в Московской области, на территории остальной России штрафовать неплательщиков начнут с мая 2016 г., разъяснил позднее замминистра транспорта Евгений Дитрих. Его цитирует "Интерфакс". Плата при этом вводится на территории всей страны. "Оператор системы "РТ-инвест транспортные системы" и ГИБДД МО уже провели испытания системы контроля. На территории Московской области система контроля полностью развернута, и с 15 ноября она заработает в боевом режиме", - подчеркнул замминистра.