Статья опубликована в № 3948 от 28.10.2015 под заголовком: Грузовики не заводятся в системе

Владельцы грузовиков не спешат платить за проезд

В системе взимания платы зарегистрировано пока лишь 7,8% грузовиков массой свыше 12 т
  • Юрий Нехайчук

Плата за проезд грузовиков весом свыше 12 т будет взиматься с 15 ноября. Регистрация в системе «Платон» началась 15 октября. С тех пор в ней появились данные лишь о 7,8% грузового транспорта в стране: от 12 698 владельцев 148 303 транспортных средств, сообщили «Ведомостям» в Росавтодоре.

Не определен окончательно и тариф. В мае правительство утвердило ставку в 3,73 руб./км, но сейчас обсуждается ее снижение, в проекте федерального бюджета на следующий год уже заложен тариф в 3,06 руб.

За сбор платежей и работу «Платона» отвечает концессионер «РТ-инвест транспортные системы» (РТИТС, компания в равных долях принадлежит фонду «РТ-инвест» «Ростеха» и сыну Аркадия Ротенберга Игорю), за свои услуги компания получит от 10,6 млрд руб. в год. Оставшиеся около 40 млрд руб. от сбора платы с грузовиков будут направлены в Федеральный дорожный фонд. Эти деньги будут тратиться для поддержания федеральных дорог в нормативном состоянии.

Ситуация в регионах разная – например, на Дальнем Востоке зарегистрировано 90% местных грузовиков, сообщил представитель РТИТС. Система сбора платы была полностью готова за месяц до ее официального запуска, к середине октября открыто 103 центра обслуживания – в каждом регионе, за месяц откроется еще 35 на границах, говорит гендиректор РТИТС Александр Советников.

Для крупных логистических компаний предварительная регистрация доступна с августа. Регистрация заняла два дня, проверка – уже неделю, а подтвердили пока лишь один автомобиль, делится опытом гендиректор транспортной компании «Лартранс» Александр Ларионов. По его словам, в центре обслуживания не предоставляют и транспондеры (устройство для контроля маршрута). «Говорят, что их нет и сначала придется пользоваться маршрутной картой. Но это приемлемый вариант для автобуса или троллейбуса, ходящего по одному маршруту, а не для фуры, едущей по всей стране», – рассказывает Ларионов.

Процедура при личном обращении занимает 5–10 минут и 8–9 минут – через сайт, уверяет представитель РТИТС. Скоро появится возможность пополнять счет и оформлять маршрутные карты, отмечает он.

Ущербный транспорт

56% ущерба федеральным дорогам причиняют тяжелые грузовики, подсчитали в Росавтодоре.

РТИТС должна была подготовить 1,5 млн транспондеров, знает участник одного из совещаний РТИТС и Росавтодора. По расчетам РТИТС, лишь 15% автомобилей потребуются транспондеры. Сейчас система регистрирует запросы на них и требуемое количество – чуть более 100 000 шт., спрос покрывается первой произведенной партией, при необходимости будут произведены еще, успокаивает представитель РТИТС.

Пока владельцы проходят процедуру, у «Платона» появились двойники, якобы ускоряющие процесс регистрации в системе, но за деньги. Новосибирское ООО «Бюро финансовой защиты», специализирующееся на борьбе с коллекторами, создало сайт, внешне похожий на сайт «Платона». За 899 руб. на сайте предложено помочь пройти регистрацию в системе сбора платы. Но в «Платоне» все процессы бесплатные, а в Росавтодоре и РТИТС сейчас разбираются с происходящим, предупреждают представители этих структур. Получить комментарии «Бюро финансовой защиты» вчера не удалось.

Сами автомобильные перевозчики (копия письма от 20 крупных компаний к премьер-министру Дмитрию Медведеву есть у «Ведомостей») предупреждают: плата за проезд превратит их жизнь «в борьбу за выживание», обернется для государства транспортным коллапсом, гиперинфляцией и народными волнениями. Об этих и подобных последствиях за последние два месяца Медведева письменно предупреждали уже не менее трех раз более 70 ассоциаций и союзов продавцов, ритейлеров, производителей и грузоотправителей, строительных компаний.

Грузоотправители предлагают если не радикально сократить размер платы, то хотя бы отложить запуск системы на неопределенное время. Мораторий ударит по бюджету 2016 г. и не снимет с государства обязанность рассчитываться с концессионером, отмечает представитель Росавтодора, первый счет ляжет на стол в начале следующего года. Обнуление тарифа обнулит и планы дорожников, которые планировали отправить не менее 40 млрд руб. в год на строительство, ремонт и содержание дорог, подчеркивает он.

Перевозчики менее радикальны и предлагают лишь ввести постоплату, полугодовой мораторий на штрафы для не подключившихся к «Платону» и снизить их размер для юрлиц в 11–20 раз. Сейчас максимальное наказание – до 5000 руб. для физлиц и 450 000 руб. – для юрлиц. На днях Госдума может принять в третьем чтении поправки, которые вводят единый штраф в 150 000 руб., говорит представитель Росавтодора.