Статья опубликована в № 3982 от 16.12.2015 под заголовком: Оптовики испугались ЕГАИС

Ряд дистрибуторов готов отказаться продавать пиво, чтобы не связываться с ЕГАИС

Решение может затронуть почти 15% пивного рынка
  • Мария Кунле

Четверть оптовых продавцов пива может отказаться от его дистрибуции из-за необходимости подключения к системе Единой государственной системы учета алкоголя (ЕГАИС), подсчитала «Опора России» на основе собственных данных и сведений отраслевых союзов. Дистрибуторов пива пугают высокие цены на программное обеспечение, отсутствие специалистов и прочие сложности, отмечает член президиума «Опоры России» Алексей Небольсин.

С 1 января 2016 г. все средние и крупные производители пива, пивных напитков и медовухи, а также их дистрибуторы должны подключиться к ЕГАИС. Росалкогольрегулирование (РАР), предложившее в свое время эту инициативу, поясняло ее необходимость повышением прозрачности алкогольного рынка и снижением на нем контрафакта. Но не все из тех, на кого будут распространяться новые правила, к ним готовы. Производителям пива внедрение ЕГАИС на одном заводе может стоить до 1 млн руб., подсчитывал ранее директор по правовым вопросам и корпоративным отношениям Sun InBev (входит в Anheuser-Busch InBev) Ораз Дурдыев. Для оптового звена цена покупки программного обеспечения для ЕГАИС варьируется от 50 000 до 430 000 руб. в зависимости от региона, согласно данным аппарата бизнес-омбудсмена Бориса Титова. Кроме того, есть и другие сложности, следует из справки уполномоченного по правам предпринимателей (копия документа есть у «Ведомостей»). Например, отсутствие обученного персонала, устойчивого подключения к интернету, необходимого для корректной работы системы, высокие ежемесячные платежи – около 10 000 руб. на одно торговое место.

Падающий рынок

599 млн декалитров пива и пивных напитков было произведено в январе – сентябре 2015 г. в России, согласно данным Росстата, это на 8% меньше, чем годом ранее

Все это заставляет некоторых оптовиков исключить из портфеля пиво, утверждает Небольсин. По его подсчетам, на такой шаг готовы пойти около 2500 компаний – в основном малые и средние предприятия, на долю которых приходится около 12,5% всего продаваемого в стране пива. Это следует из оценки «Опоры России», что половину общероссийских продаж пива обеспечивают 10 000 компаний-дистрибуторов, у которых в портфеле нет других алкогольных напитков (например, вина или водки, уже подключенных к ЕГАИС).

Полностью заместить другими товарами из ассортимента – а это, как правило, соки и воды – пивную часть будет сложно из-за высокой конкуренции, сетует владелец дистрибуторской компании. Кроме того, по его словам, магазины и торговые центры привыкли к комплексному предложению. Он еще не решил, стоит ли отказываться от продаж пива, однако это не исключено: только один первоначальный взнос для присоединения к ЕГАИС может обойтись в 250 000 руб.

Дурдыев из Sun InBev тоже знает о намерениях некоторых оптовиков отказаться от пива. Правда, по данным Sun InBev, это в большей мере касается розничных точек, которые с начала года также должны фиксировать в ЕГАИС закупку товара. Под угрозой около 20% всех розничных партнеров компании, которые могут отказаться работать с пивом, сетует Дурдыев. По его словам, Sun InBev рассматривает разные варианты помощи, но существующие на рынке технические решения не протестированы, а их доступность под сомнением.

РАР точным числом оптовых компаний, торгующих пивом, не располагает, замечает представитель службы, но, по ее сведениям, они «активно подключаются к ЕГАИС». Сейчас уже более 70% из них присоединились к системе – столько же, сколько среди организаций, имеющих лицензию на оптовую продажу алкоголя (т. е. работающих с крепкими напитками), заверил представитель РАР.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать