Статья опубликована в № 4020 от 20.02.2016 под заголовком: АФК «Система» уходит с рельсов

АФК «Система» выйдет из железнодорожного бизнеса

Компания Владимира Евтушенкова ищет покупателя на 50% «СГ-транса»

  • Анна Зиброва

«Сбербанк CIB» предложил крупнейшим участникам рынка грузовых перевозок рассмотреть возможность покупки 50 или 100% акций «СГ-транса». Об этом рассказали «Ведомостям» сотрудники двух операторов, получивших это предложение. По 50% «СГ-транса» владеют АФК «Система» и ООО «Вектор рейл» Алексея Тайчера, Тимура и Руслана Бабаевых. Собеседники «Ведомостей» говорят, что речь идет в первую очередь о продаже акций, принадлежащих АФК «Система». При этом в предложении «Сбербанк CIB» не указана цена актива. Наоборот, потенциальным претендентам придется самим предложить устраивающую их цену за «СГ-транс».

Представитель АФК «Системы» не стал комментировать возможность продажи доли в «СГ-трансе». Он лишь отметил, что «АФК «Система», как инвестиционная компания, изучает различные варианты по монетизации активов». Представители «СГ-транса» и «Сбербанк CIB» отказались от комментариев. Связаться с Тайчером вчера не удалось.

«СГ-транс» – единственный железнодорожный актив АФК «Система». Корпорация купила оператора на приватизационном аукционе в 2012 г. за 22 млрд руб. Позже АФК продала сначала 70% «СГ-транса» за 12 млрд руб. «Финансовому альянсу» (СП «Системы» и Unirail Holdings Тайчера и Бабаевых). Потом Unirail Holdings купила у «Системы» еще 15% оператора за 2,5 млрд руб. В январе 2014 г. «Финансовый альянс» был присоединен к «СГ-трансу». Таким образом, доли «Системы» и Unirail в «СГ-трансе» сравнялись до паритетных. АФК получила за 50% оператора 8,5 млрд руб. Позже Unirail передала свою долю ООО «Вектор рейл».

Но на железную дорогу у «Системы» были большие планы. Компания претендовала на покупку у РЖД Первой грузовой компании (ПГК, крупнейший оператор в стране, см. график). Однако ни на первые торги по продаже 75% акций ПГК, ни на вторые (25%) «Система» не была допущена. В итоге оператор достался UCL Владимира Лисина.

По данным «Infoline-аналитики», «СГ-транс» – 11-й по величине парка оператор и крупнейший в России собственник подвижного состава для перевозки сжиженных углеводородных газов (СУГ) и легкого углеводородного сырья. В 2015 г. «СГ-транс» снизил перевозки грузов на 4,4% до 19,6 млн т грузов. Это произошло из-за снижения перевозок нефтепродуктов (на 22,1% до 8,5 млн т). Крупнейший клиент компании – «Башнефть». На нее приходится 35% грузооборота. В октябре 2014 г. акционеры «Башнефти» одобрили заключение контракта на перевозку 49 млн т грузов с 1 мая 2014 г. по 31 декабря 2019 г. с «СГ-трансом», сообщила компания. Это примерно по 8,9 млн т грузов в год. Стоимость контракта – 65 млрд руб. Другие крупные клиенты оператора – «Роснефть», «Сибур», «Татнефть» и «Новатэк».

Несмотря на заключенный с «Башнефтью» рамочный контракт на перевозку, есть риск его расторжения и высвобождения парка, отмечает генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Он оценивает стоимость «СГ-транса» в 15 млрд руб. за вычетом долга. Таким образом, доля «Системы» может стоить около 7,5 млрд руб.

Основными претендентами на актив, считает источник «Ведомостей», получивший предложения от «Сбербанк CIB», являются ПГК Лисина, Globaltrans и «Трансойл» Геннадия Тимченко.

Представитель ПГК не ответил на вопросы «Ведомостей», его коллега из «Трансойла» сообщил, что компания открыта для предложений. Представитель Globaltrans сказал, что предложения «Сбербанк CIB» компания не получала. Но Globaltrans сфокусирован на других видах грузов, добавляет представитель оператора.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать