Продажи финского ритейлера Prisma в 2015 году сократились на 15%

Kesko, увеличившая российскую сеть продуктовых гипермаркетов почти вдвое, отчиталась о росте продаж на 35%
В изменившихся условиях финский ритейлер скорректировал концепцию/ Е. Егоров/ Ведомости

Продажи подразделения «супермаркет» финской SOK Corporation снизились за 2015 г. на 16,8% до 447,5 млн евро, операционная прибыль была немного меньше, чем в прошлом году, следует из годового отчета компании. Падение выручки в основном связано со снижением продаж в России, отмечается в отчете. Общая выручка SOK Corporation снизилась на 3,4% до 7,03 млрд евро.

SOK Corporation владеет и управляет в Петербурге сетью супер- и гипермаркетов Prisma. Российские продажи в 2015 г. упали на 15% в рублях, хотя результаты компания смогла улучшить, сообщил президент SOK Retail International Веса Пуннонен, не назвав показателей. По данным Infoline, чистая выручка Prisma за 2015 г. снизилась на 10% по сравнению с 2014 г. – до 11 млрд руб. (без НДС). За первое полугодие 2015 г. продажи Prisma в России уменьшились на 7%, сообщала компания и предупреждала, что негативно влиять на развитие сети во втором полугодии будут продолжающийся кризис на Украине и связанные с ним экономические санкции, а также спад российской экономики. По данным «СПАРК-Интерфакса», выручка ООО «Призма» за 2014 г. увеличилась на 19% до 12,5 млрд руб., убыток – на 28,6% до 644,5 млн руб. С 2010 г. выручка ритейлера не снижалась, а компания была убыточной, более ранних данных нет.

За 2014 г. ритейлер вложил 6,2 млн евро в развитие сети в Петербурге, в том числе и в открытие двух магазинов, а в 2015 г. – 300 000 евро. На начало 2015 г. в городе было 19 магазинов, но два из них пришлось закрыть из-за их нерентабельности, следует из отчета. Торговые площади Prisma за 2015 г. снизились на 12,1% до 77 400 кв. м, помимо двух закрытых магазинов ритейлер вдвое сократил гипермаркет в ТРК «Гранд каньон», говорит гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. С 2008 г. SOK вложила почти 200 млн евро в развитие российской сети, говорил Пуннонен в интервью «Ведомостям» в конце 2014 г.

На своей земле

Выручка X5 Retail Group за 2015 г. выросла на 26,7% до 808,8 млрд руб., «Ленты» – на 30,3% до 252,8 млрд руб., «О’кей» – на 6,9% до 162,5 млрд руб., «Магнита» – на 24,27% до 947,8 млрд руб., следует из данных компании.

Падение цены на нефть уменьшает доходы государства, низкий курс рубля ослабляет покупательную способность, уменьшает спрос и рентабельность, перечисляет причины ослабления российской экономики другой финский ритейлер – Kesko. Российские санкции оказали большее влияние на продуктовый ритейл и подняли цены, следует из отчета Kesko. Продажи входящих в Kesko гипермаркетов «К-руока» за 2015 г. выросли на 3,1% до 107 млн евро, продажи в рублях увеличились на 35,4%. Kesko за прошлый год открыла четыре продуктовых гипермаркета в Петербурге, теперь в сети девять магазинов. За первое полугодие, когда в сети было восемь гипермаркетов, продажи снизились на 2,3%.

В российском ритейле наблюдается общая рецессия, отмечает SOK, но тем не менее ожидает стабилизации ситуации в 2016 г. По словам Пуннонена, стратегия Prisma на этот год – продолжить развитие магазинов и скорректировать концепцию сети для удовлетворения существующего спроса. Kesko строит в Петербурге еще два гипермаркета «К-руока», следует из годового отчета.

Финские ритейлеры до эмбарго ориентировались на импортные продукты, но с изменением курса валют эти товары по цене не могут конкурировать с российскими, объясняет спад продаж один из поставщиков сети. По его словам, прошлый год был переходным, сети приспосабливались к новым реалиям. На СТМ, которые производятся в Финляндии, приходилось более 20% ассортимента и 10% продаж Prisma, оценивает Бурмистров. После девальвации рубля их доля в выручке снизилась с 10 до 7%, добавляет эксперт.