Стал известен еще один претендент на покупку госпакета «Башнефти»

Им оказалась Независимая нефтегазовая компания бывшего президента «Роснефти» Эдуарда Худайнатова
Президент Путин (слева) поручил изучить интерес Эдуарда Худайнатова к «Башнефти»/ К. Чалабов/ РИА Новости

ННК создана в 2012 г., Худайнатов возглавил ее в 2013 г., до этого он три года руководил «Роснефтью». Худайнатов считается человеком нынешнего президента «Роснефти» Игоря Сечина. «Мы с «Роснефтью» ни о чем никогда не договариваемся», – уверял Худайнатов в мае 2014 г. на Петербургском экономическом форуме.

Откуда у Худайнатова деньги на покупки – не ясно. Сам он говорил «Ведомостям» о хороших отношениях с банками. Чистый долг Alliance Oil (входит в ННК) на конец сентября 2015 г. составлял $1,8 млрд, отношение к EBITDA – 4,9, действовал запрет на увеличение долга, говорит аналитик Газпромбанка Александр Назаров. На счетах Alliance Oil было $265 млн.

Независимая нефтегазовая компания (ННК) хочет принять участие в приватизации «Башнефти», написал президенту Владимиру Путину Худайнатов (копия письма от 30 марта есть у «Ведомостей»). Президент 5 апреля поручил премьеру Дмитрию Медведеву рассмотреть предложение. Об интересе ННК к «Башнефти» сообщил «Интерфаксу» чиновник финансово-экономического блока правительства. Было поручение первого зампреда правительства Игоря Шувалова рассмотреть участие ННК в приватизации «Башнефти», говорит федеральный чиновник. Вопросы приватизации должны проработать нанятые правительством консультанты, уверен другой чиновник.

«Традиционно не комментируем служебную переписку», – сказал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Представительница Медведева от комментариев отказалась: приватизация еще не объявлена. Представитель ННК не ответил на запрос «Ведомостей».

В «Башнефти» Росимуществу принадлежит 60,16%, Башкирии – 25,79%. Представитель республиканского минземимущества не ответил на запрос, но прежде Башкирия выражала нежелание продавать свой пакет. Представитель Росимущества ограничился цитатами из закона о приватизации.

Другие претенденты

«Лукойл» сохраняет интерес к приобретению госпакета «Башнефти», заявил «Интерфаксу» президент «Лукойла» Вагит Алекперов. Forbes сообщал, что Алексей и Юрий Хотины также хотят принять участие в приватизации. Малоизвестное ЗАО «Татнефтегаз» предложило государству отдать ему 75,08% во владение на 10 лет за $6 млрд.

Худайнатов не пишет, ни на какую долю «Башнефти» претендует, ни откуда у него финансирование. Но указывает, что целесообразно включить в условия приватизации «Башнефти» требование о переработке нефти, продаже топлива и формировании центра прибыли на Дальнем Востоке. Сейчас сырьевой базы недостаточно для удовлетворения потребностей этого региона, объясняет Худайнатов, а в европейской части переизбыток в сфере добычи, переработки и производства. Положительное решение вопроса обеспечит рост доходов региона минимум в 2 раза, уверен он.

В августе 2014 г. знакомые Худайнатова говорили, что он интересуется «Башнефтью» и безуспешно предлагал Феликсу Евтушенкову (в то время председателю совета директоров «Башнефти»), сыну владельца «Системы» Владимира Евтушенкова, объединить ННК и «Башнефть». «Система» это отрицала.

«Мы не можем комментировать [интерес к «Башнефти»], пока условия продажи не определены», – заявил представитель «Роснефти»: требуется информация о состоянии активов, по капитальным и операционным затратам, контрактам. Когда государство определит условия продажи, «Роснефть» согласует с главным акционером позицию. У компании уникальный опыт интеграции активов, есть источник финансирования, а если «Роснефть» купит «Башнефть», государство и сохранит контроль над проданным активом, и получит средства в бюджет, заключил он. «Роснефть» недавно получила от CNPC 1 трлн руб. как предоплату за нефть, но у нее большие чистый долг ($23,2 млрд на конец 2015 г.) и инвестпрограмма (1 трлн руб. в 2016 г., сообщал Сечин), говорит старший аналитик «Атона» Александр Корнилов.

ННК – полностью российская вертикально-интегрированная нефтяная компания, осуществляющая добычу, переработку и реализацию нефтепродуктов потребителям регионов Дальнего Востока, пишет Худайнатов президенту. Худайнатов – ее 100%-ный бенефициар через люксембургскую Dako Energy Investment S.A. В 2014 г. ННК создала СП стоимостью $6 млрд с Alliance Oil Мусы Бажаева, затем выкупила его долю. ННК проявляет интерес еще и к Эргинскому месторождению нефти в ХМАО, сообщил министр природных ресурсов Сергей Донской, аукцион на который будет объявлен во втором полугодии 2016 г.

ННК сильно закредитована, непонятно, где она возьмет финансирование, согласен Корнилов, а развитие Дальнего Востока выглядит странным условием приватизации «Башнефти»: ближайший к этому региону актив «Башнефти» – «Бурнефтегаз» в ХМАО. Это условие может выполнить только «Роснефть», заключает он.