На внутреннем туризме много не заработать

Турагенты стали продавать больше туров по России, которые вдвое дешевле зарубежных
Турагенты стали продавать больше туров по России, которые вдвое дешевле зарубежных, и теряют прибыль/ С. Портер/ Ведомости

В продажах турагентств растет доля внутрироссийских туров и это снижает их прибыль: такие туры менее доходны, сообщила в четверг представитель Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина (цитата по «Интерфаксу»). Это подтверждают опрошенные «Ведомостями» представители туристического бизнеса.

В сети «Магазин горящих путевок» наибольшее число бронирований теперь приходится на Россию: в апреле 2016 г. их доля составила 22,3% против 11,3% год назад, рассказал ее представитель. В сети агентств «Розовый слон» доля России выросла с 10% четыре года назад до 35% сейчас, говорит ее гендиректор Алексан Мкртчян. Причины этого – падение доходов населения и ограничения на выезд за границу для сотрудников силовых ведомств. Переориентирование началось в 2014 г., когда рубль стал дешеветь и крупнейшие туроператоры взялись формировать пакетные туры по России, напоминает представитель «Магазина горящих путевок». С тех пор на рынок путешествий по России вышли «Библио глобус», TUI, «Натали турс», «Интурист», Coral Travel.

Повлияла и отмена туров в Турцию и Египет, на которые приходилось 50% продаж, напоминает он.

В 2014 г. не более 20% путешествовавших по России пользовались услугами туроператоров, но их доля будет расти, надеется вице-президент Ассоциации туроператоров России Дмитрий Горин: летом 2015 г. уже 64% россиян, приехавших в Сочи, воспользовались пакетными предложениями. А в этом году туроператоры уже забронировали на российских летних курортах 70–80% отелей.

Проблема в том, что продажа российского тура в четыре с лишним раза менее прибыльна, чем зарубежного, говорит Мкртчян. В сети «Магазин горящих путевок» тур по России на двоих стоит в среднем 43 426 руб., а на Кипр – 81 525 руб., рассказывает ее представитель: доходность по отдельному российскому туру ниже, но, поскольку их число сильно выросло, в структуре доходов российские и зарубежные туры находятся примерно на одном уровне. Общее число проданных туров снизилось с начала этого года, по его словам, примерно на 30% к аналогичному периоду 2015 г. Спрос упал, особенно на подорожавшую для российских туристов Европу, за исключением Кипра и Греции, согласен Мкртчян.

Турагентства теряют в прибыли в том числе из-за снижения комиссии, которую платят им туроператоры, сожалеет директор по продажам «Мегаполюс турс» Галина Жихарева. В 2015 г. комиссия составляла в среднем 12–13%, сейчас стартовый уровень – 7–8%, а по спецпредложениям он может опускаться и до 5%, вне зависимости от того, Россия это или заграница, говорит она. Туроператоры снизили комиссию для небольших агентств, но не для тех, кто дает им большой приток клиентов, поэтому небольшие агентства захотят объединиться с более крупными, считает Мкртчян. В 2015 г. турагентств стало меньше на 30%, утверждает Горин, ссылаясь на оценку отраслевых объединений.