Михаилу Прохорову оказалось сложно продать долю в UC Rusal

Она заложена по кредиту, взятому на покупку «Уралкалия»
Прежде чем продать алюминий, Михаилу Прохорову придется отделить его от калия/ Андрей Рудаков/ Bloomberg

Сколько «Онэксим» привлек на покупку «Уралкалия», не ясно. «Онэксим» и «Уралхим» Дмитрия Мазепина выкупили 48,75% акций «Уралкалия» в декабре 2013 г., сумма сделки не раскрывалась. Если «Онэксим» брал кредит под все приобретенные 27% акций «Уралкалия» на тех же условиях, что и «Уралхим» (ему 19,99% обошлись в $3,8 млрд), то мог потратить около $5,1 млрд. У группы тогда могли быть свободные деньги: в начале года она продала 37,8% акций Polyus Gold за $3,6 млрд. Кредит составил 70% суммы сделки, писал «Коммерсантъ» в конце 2014 г.

Про прибыль в этом активе [UC Rusal] мы давно забыли. Пакет, несомненно, ограниченной ликвидности. Но покупатели на него могут найтись», – говорил гендиректор группы «Онэксим» Дмитрий Разумов в интервью «Коммерсанту» в 2013 г. В прошлом году UC Rusal заплатила первые дивиденды в истории – $250 млн промежуточных выплат. Но группа Прохорова продает актив, наконец начавший приносить прибыль.

Впрочем, «Онэксим» рассчитывает получить премию при продаже 17,02% UC Rusal, пишет Bloomberg со ссылкой на двух источников. Ранее источники «Ведомостей», близкие к группе и акционерам UC Rusal, рассказали, что «Онэксим» ищет покупателя на пакет: группа распродает все активы в России. Разумов заявил: «Делать на основании факта переговоров вывод о «распродаже всех активов в России» некорректно. Никаких «решений» на эту тему нами не принималось» (цитаты предоставила пресс-служба «Онэксима»).

Предварительные неофициальные переговоры «Онэксим» начал с Sual Partners Виктора Вексельберга, у которой 15,8% акций UC Rusal, рассказали собеседники «Ведомостей». Предложение поступало и трейдеру Glеncore – у него 8,75% акций, пишет Bloomberg. На торгах в Гонконге в понедельник UC Rusal подорожала на 7,36% до $4,86 млрд, таким образом, пакет «Онэксима» теперь стоит $826,3 млн.

До обсуждения цены покупки пакета UC Rusal дело не дошло, уверяет один из собеседников «Ведомостей». Выторговать премию в нынешней ситуации будет сложно, считает другой. Представители En+ и Sual Partners от комментариев отказались.

К тому же продать пакет UC Rusal не так просто – он заложен в ВТБ по кредиту, привлеченному «Онэксимом» в 2013 г. на покупку акций «Уралкалия», говорит сотрудник банка – кредитора UC Rusal. Об этом знает и человек, близкий к одному из акционеров UC Rusal. Год назад об этом говорил также источник в одном из банков, работающих с «Онэксимом». Представитель ВТБ заявил, что клиентскую информацию не комментирует. Представитель «Онэксима» от комментариев отказался.

Когда «Онэксим» заложил ВТБ пакет UC Rusal, не известно. Вскоре после покупки, в 2014 г., «Уралкалий» сильно подешевел, потеряв почти 56% капитализации. По данным «Коммерсанта», группе пришлось несколько раз добавлять активы в залог.

Сейчас «Онэксим» ведет переговоры с «Уралхимом» о продаже 20% акций калийной компании (пакет сократился в результате обратного выкупа) примерно за $1,6 млрд, исходя из рыночных котировок. Купить их может сам «Уралкалий», рассказывали в июне источники «Ведомостей» в банках – кредиторах обеих компаний и люди, близкие к акционерам компании. Впрочем, конфигурация сделки может сильно измениться и покупателем будет вовсе не «Уралкалий», говорит один из них сейчас.

«Онэксим» по акционерному соглашению имеет право избрать одного директора в совет UC Rusal и право вето на кандидатуру независимого директора, номинированного En+ Олега Дерипаски. Кроме этого каждый из акционеров UC Rusal имеет право вето по ключевым вопросам. Но контролирующим акционером UC Rusal, несмотря на пакет в 48,13%, является En+.

В последние два года рынок алюминия не в лучшей форме: цена металла колеблется вблизи семилетних минимумов – около $1600 за тонну. Правда, это уровень годовых максимумов. UC Rusal помогает также и девальвация рубля. Рентабельность UC Rusal по EBITDA в 2015 г. была 23,2% против 16,2% годом ранее. Пакет «Онэксима» достаточно крупный, но, учитывая специфику управления компанией, а также волатильность цен на алюминий, вряд ли стоит ожидать большую премию, сомневается старший аналитик «Атона» Андрей Лобазов.