Импортеры вертолетов не могут участвовать в конкурсах на поставку машин

У них нет специальной лицензии Минпромторга на ремонт техники
Airbus Helicopters планировал поставить вертолет AS350 B2/ Manfred Werner/ Wikimedia

Протокол конкурса Ульяновского института гражданской авиации (учредитель – Росавиация; вертолет закупался для его филиала – Омского летно-технического колледжа) опубликован в воскресенье на сайте госзакупок: к конкурсу был допущен только Уральский завод гражданской авиации (УЗГА), предлагавший вертолет по максимальной цене – 335,8 млн руб. «Эйрбас хеликоптерс восток» (российская «дочка» Airbus Helicopters) с предложением за 253 млн руб. и ООО «Авиэйшн студио» (315 млн руб.) не были допущены – у обоих нет лицензии на разработку, производство, испытание и ремонт авиационной техники (вертолетов), говорится в протоколе. Такие лицензии выдает Минпромторг. Поставка вертолета с комплектом запчастей и обеспечение гарантийного обслуживания и ремонта – одно из условий конкурса.

Airbus Helicopters планировал поставить вертолет AS350 B2, «Авиэйшн студио» (импортер вертолетов) – AS350 B3Е, УЗГА поставит Bell 407 GXP, которые собирает с 2015 г. (основная сфера деятельности завода – ремонт авиадвигателей). УЗГА на 48,65% принадлежит «НК банку». 88,12% банка на 31 декабря 2015 г. принадлежали бывшему топ-менеджеру «Оборонпрома» Виктору Григорьеву. Получить комментарии представителя УЗГА не удалось. Представитель Росавиации не смог предоставить комментарии.

У Airbus Helicopters нет лицензии Минпромторга, говорит представитель компании. «Она не требуется для продажи вертолетов в России и техобслуживания», – объясняет представитель. Он говорит, что компания сожалеет, что ее не допустили: «Мы убеждены, что наше предложение превосходило остальные по летно-техническим показателям и было более выгодным». Такой лицензии Минпромторга нет ни у одного иностранного производителя, поставляющего вертолеты в Россию, этим требованием Росавиация отсекла их всех от участия в конкурсе, считает гендиректор и владелец «Авиэйшн студио» Алексей Коробицын. «Для технического обслуживания и ремонта авиатехники любой организации надо пройти сертификацию в Росавиации или Авиарегистре МАКа и получить лицензию Ространснадзора на те или иные виды работ по тому или иному виду техники», – продолжает Коробицын. Он рассказывает, что обжаловал недопуск к конкурсу на том основании, что заказчик неверно указал необходимые лицензии для обслуживания вертолета, что стало причиной недопуска. Представитель ФАС сказал, что жалоба признана необоснованной и в отмене результатов отказано.

«Обязательств разбивать такие требования (поставка и ремонт) в один лот или, наоборот, разбивать их на отдельные конкурсы нет. Для заказчика удобно, чтобы поставщик и обслуживал технику, это требование логичное», – говорит партнер коллегии адвокатов «Юков и партнеры» Сергей Сорокин.

В сентябре 2015 г. УЗГА уже был единственным участником конкурса (условия были такими же) и поставил два вертолета за 561 млн руб., говорится на сайте госзакупок. «Курс доллара с тех пор значительно не изменился, поэтому цена нынешнего конкурса выглядит завышенной процентов на 20», – считает Коробицын.

Федеральный чиновник рассказал, что Росавиация для летных училищ должна закупить 16 учебных вертолетов, осталось еще 11 (два поставил Airbus Helicopters, два – УЗГА в 2015 г., плюс выигранный конкурс). В 2015 г. в Россию всего импортировано 37 вертолетов, в 2014 г. был 121, по данным портала www.ato.ru.