Статья опубликована в № 4235 от 29.12.2016 под заголовком: Неразменный бонус

Поправки в закон о торговле не помогли производителям

Затраты на продвижение товаров в сетях изменили название, но их размер остается прежним

Поправки в закон о торговле должны защитить производителей товаров «от поборов, неоправданных трат и диктата со стороны федеральных торговых сетей», обещала один из авторов – депутат Ирина Яровая (цитата по сайту «Единой России»). «Ведомости» опросили участников рынка и изучили их типовые договоры с сетями.

Главное изменение – размер вознаграждения поставщиков ритейлу снижен с 10% суммы закупок до 5% с учетом услуг логистики, маркетинга и т. д. С января 2017 г. все договоры должны быть приведены в соответствие с новыми требованиями. Сети и поставщики рапортуют, что успевают в эти сроки. Опрошенные «Ведомостями» ритейлеры заявили, что более 90% договоров уже перезаключены, оставшиеся – на финальной стадии. Как будут оказываться услуги маркетинга для поставщиков или рассчитываться бонусы, сети не раскрывают.

Крупнейшая – краснодарский «Магнит» ввел дифференцированную премию для себя в зависимости от вида доставки, следует из типовых условий договора на его сайте. Поставщику предлагается заплатить разный процент оборота в зависимости от того, привез он товар сам на склад «Магнита», довез его до гипермаркета или других магазинов. Пресс-служба «Магнита» на запрос не ответила.

От способа доставки зависят бонусы и у X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель»). Ритейлер заявляет, что не будет брать премии и перешел на «чистую цену». Он предложил поставщикам три варианта цены в зависимости от типа доставки: самовывоз, на склад или в магазин, говорит представитель X5. Более 80% выбрали доставку до складов X5. «Работа через распредцентр позволяет сократить расходы на логистику <...> а региональным производителям расширять географию поставок», – объясняет представитель X5.

Проверка на добросовестность

Договоры поставки на 2017 г. часто содержат «затяжной» период согласования отпускных цен, говорит Востриков, а также большее количество оснований для штрафов, увеличен их размер: «В рамках Межотраслевого экспертного совета мы договорились совместно с ритейлом создать рабочую группу, где рассмотрим все многообразие появившихся санкций и проверим их на добросовестность».

Metro Cash & Carry, которая специализируется на мелкооптовой торговле, сохранила премии в типовых договорах, они привязаны к проценту от товарооборота. Но в приложении, где оговаривается величина премии, поставщику де-факто предлагается зафиксировать цены: «Поставщик обязуется не увеличивать цены, указанные в прейскуранте, в течение <...> месяцев с даты вступления в силу прейскуранта». Представитель Metro Cash & Carry не ответил по существу.

Сохранили премию в своих типовых договорах «О’кей», «Дикси» и «Лента». «О’кей» кроме премий может получать от поставщиков «регулярную скидку» на весь ассортимент товаров, следует из его документов. Пресс-служба «О’кей» на запрос не ответила. Комментировать, как сеть будет строить отношения с поставщиками в части премий, представитель «Дикси» не стал. «Лента» не ответила на вопросы.

На сайте «Ашана» на 28 декабря образцы типовых договоров отсутствовали. Представитель «Ашана» заявил, что «на сайте размещена вся необходимая для сотрудничества информация», а поставщики, у которых есть вопросы, могут воспользоваться формой задать вопрос или позвонить на горячую линию.

В целом «пересчет цен прошел по принципу «все коммерческие условия – в скидку на товар», резюмирует директор Руспродсоюза Дмитрий Востриков. У поставщиков возникают вопросы, говорит он: как продвигать продукцию, по каким критериям будут отбираться товары. Денег на телерекламу у большинства производителей нет, а без нее достаточно увеличить продажи не получается, поясняет он. «Поэтому поставщики соревновались за место на полке коммерческими и маркетинговыми бюджетами. Теперь понятными критериями остаются самое привлекательное по цене предложение либо раскрученный бренд», – рассказал Востриков.

X5 взяла на себя продвижение товаров поставщиков, но будет делать это по своему усмотрению. Х5 в ближайшее время откроет поставщикам доступ к специальному порталу, обещает представитель X5: поставщик сможет видеть, что делает ритейлер для продвижения его продукции, что повысит прозрачность и эффективность совместной работы. Другие опрошенные «Ведомостями» ритейлеры отказались обсуждать, как теперь будут продвигаться товары поставщиков. Судя по тому, что крупнейшие поставщики продовольствия собираются и дальше пользоваться маркетингом от ритейла, большинство продолжат оказывать такие услуги.

Перенаправлять бюджеты никуда не надо и никто этого делать не будет, промоакции в торговых залах сохранятся, будут по-другому оформляться, уверен вице-президент Российской ассоциации маркетинговых услуг Михаил Симонов, оценивая рынок таких услуг в 100 млрд руб. в год. «Условия маркетинговых услуг для нас не изменились», – говорит представитель группы «Дамате». Они будут оформляться в соответствии с согласованными промопланами, говорит представитель Roust.

Новые договоры не оказали существенного влияния на валовую рентабельность, подтверждает представитель Roust.

Сети компенсируют сокращение бонусов и отсрочек платежа снижением закупочной цены, говорит крупный сельхозпроизводитель. Одна сократила отсрочку платежа, потребовав за это 18% годовых в день, другой настаивал на оплате аудита завода, третий – на обязательном возврате товара, если не сумеет его продать, перечисляет он: «В итоге производитель в лучшем случае получает те же финансовые условия, что и до нового закона».

В подготовке статьи участвовала Екатерина Брызгалова

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать