Люксовым брендам будет трудно отучить иранцев от подделок

Сложившиеся у покупателей за годы санкций привычки мешают выходу на рынок производителей оригинальных изделий
Среднедушевые потребительские расходы жителей центральных районов Тегерана в 2016 г. были самыми высокими на Ближнем Востоке/ Morteza Nikoubazl / Zuma / ТАСС

Производителей дорогой модной одежды и аксессуаров, выходящих на рынок Ирана после снятия международных санкций, ждет жесткая конкуренция – с продавцами подделок, замаскированных под их же изделия. На центральном рынке Тегерана множество магазинчиков предлагают весьма похожие на оригиналы копии ремней Gucci и сумок Cartier. Сделанную в Турции копию ремня Louis Vuitton можно купить примерно за $8 (оригинал в рознице стоит около $400).

На протяжении последних 10 лет, когда Иран находился под международными санкциями, ввозить в страну оригинальные европейские товары было затруднительно, и растущий спрос местного среднего класса на предметы роскоши стали удовлетворять подделки, часто довольно высокого качества. Теперь сложившаяся за годы санкций экосистема мешает производителям товаров класса люкс выйти на многообещающий рынок.

Несмотря на консервативное правительство и неприятие западных ценностей на официальном уровне, рынок богатой нефтью страны с населением в 80 млн человек очень привлекателен для крупнейших мировых люксовых брендов, полагают аналитики. По подсчетам лондонской Planet Retail, средние потребительские расходы жителя центральных районов Тегерана в прошлом году составили $4700 – это самый высокий уровень на Ближнем Востоке.

В прошлом году бутики в богатом районе Тегерана открыли Roberto Cavalli и Versace. Партнером обеих компаний стал местный предприниматель Фаршид Джамали. По его словам, продажи были удовлетворительными, но ниже ожидаемых. Причиной этого, по мнению Джамали, стала слабая информированность местных богатых покупателей: многие из них считают, что в бутиках по-прежнему продаются убедительные копии известных западных брендов.

Официальной статистики по количеству подделок на модном рынке Ирана не существует. Производство и продажа фальшивок теоретически караются по закону, но они продаются совершенно открыто, власти не обращают на это внимания. «В Иране всё подделка. Лицензий нет даже у тех, кто утверждает, что у них изделия настоящие», – говорит одна из местных покупательниц.

Сомнения потребителей усиливают такие игроки, как Zilan - компания, с 2006 г. импортирующая в Иран одежду марки Zara и других брендов, принадлежащих испанской Inditex. Магазины Zilan выглядят в точности как официальные магазины Zara, и, если испанская компания решит выйти на рынок Ирана, ей придется конкурировать с нелицензированной версией собственных магазинов. Zilan использует бренд Zara и продает одежду испанской компании, но договора между ними нет. Представитель Zara подтвердила, что у компании нет магазинов в Иране и отказалась от дальнейших комментариев. Получить комментарии Zilan не удалось. По словам Садеха Шамшири, юриста Hengam Legal Services в Тегеране, Inditex нужно будет зарегистрировать в Иране бренд Zara и добиваться закрытия магазинов Zilan в суде, но на это понадобятся месяцы.

Жители Ирана привыкли, что их рынок наводнен подделками, и в некоторых случаях даже предпочитают их оригинальным товарам из-за дешевизны и доступности. Предпринимательница из Тегерана, зарабатывающая продажей поддельных люксовых товаров китайского производства, говорит, что интерес местных покупателей к контрафакту вырос в последние годы, когда преуспевающие иранцы узнали больше о мировых брендах. По ее словам, ее покупатели владеют виллами на севере страны и автомобилями Toyota Prado, но не хотят переплачивать за оригинальные товары.

Побороть покупательские привычки иранцев владельцам дорогих брендов будет непросто даже при поддержке властей страны. «Сейчас наши товары в Тегеране стоят на 40% дешевле, чем в Дубае, а местные все равно думают, что это слишком дорого», – жалуется Джамали, партнер Roberto Cavalli и Versace в Тегеране.

Перевела Надежда Беличенко