Нефть с Петербургской сырьевой биржи не поставят в срок

Анонсированные на март поставки сдвинуты на неопределенный срок из-за отсутствия покупателей
Цель биржевого контракта на Urals – отвязать ее от Brent/ Сергей Портер/ Ведомости

Первые физические поставки по фьючерсному контракту на нефть Urals сдвигаются на более поздний срок, сообщил в интервью «Интерфаксу» первый вице-президент Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ) Михаил Темниченко. Предполагалось, что в марте будет осуществлена первая физическая поставка покупателю на FOB Приморск. Новый срок он не назвал.

По его словам, у биржи есть техническая возможность организовать первую поставку уже сейчас, но многим компаниям, в первую очередь иностранным покупателям, требуется время на подключение к торгам.

«Мы не делаем драмы [из того], что в марте не будет первой танкерной поставки», – говорит начальник управления ФАС Дмитрий Махонин. По его словам, работа над проектом продолжается, в том числе в рамках биржевого подкомитета.

В ноябре 2016 г. биржа запустила торги этим инструментом. Главная цель запуска торгов на нефть марки Urals – освободить российское сырье от привязки к цене Brent и сформировать рыночную котировку на нее. Согласно «Ежедневному бюллетеню» биржи от 14 марта 2017 г. дифференциал между этими сортами нефти составлял $3,9 за 1 барр. Запустив фьючерс на Urals, можно добавить от $0,8 до $1 на 1 барр. нефти (оценка была сделана несколько лет назад на примере Дубайской биржи), рассказывал в апреле 2016 г. президент СПбМТСБ Алексей Рыбников в интервью «Ведомостям».

«Все понимают, что реальный рынок фьючерсов на Urals невозможно запустить моментально. Нужно пройти множество этапов, накопить ликвидность, добиться признания котировки, – сказал Темниченко «Интерфаксу». – Мы привлекли маркетмейкеров, которые поддерживают двухсторонние котировки с заданным спредом в течение основного времени торговой сессии». Важный этап – привлечь на биржу покупателей: международных трейдеров, нефтепереработчиков, финансовые организации, отметил он. Сейчас к торгам на Urals допущены два нерезидента: кипрская Omega Funds Investment Limited и швейцарская «дочка» «Роснефти» Rosneft Trading S.A.

Интерес к экспортному фьючерсу на Urals проявляют компании из Европы, США, Азии, Австралии, стран Африки, говорил замминистра экономического развития Николай Подгузов: «Международные холдинги, такие как Sinopec, MOL, различные подразделения Shell, Societe Generale обратились в торгпредства с просьбой о координации с биржей и получении информации о проекте» (цитата по «Интерфаксу»). «Это важное событие (запуск торгов на Urals. – «Ведомости») для российской отрасли, и мы ожидаем, что этот контракт будет успешным», – комментировал «Ведомостям» в конце ноября президент Trafigura Eurasia Джон Коллек. Биржа сейчас ведет переговоры с зарубежными нефтяными компаниями, в том числе с итальянскими, сказал Махонин.

Другие участники

Международные банки в 2017 г. начнут оказывать иностранным трейдерам клиринговые услуги по фьючерсам Urals, сообщил Михаил Темниченко. «Интерфакс» со ссылкой на источник сообщал, что биржа провела встречу с банками ABN Amro, Societe Generale, Citi, BNP Paribas в рамках конференции International Petroleum Week в конце февраля.

«После того как иностранные партнеры придут на срочный рынок нефти Санкт-Петербургской биржи, будет замкнута цепочка «продавец – покупатель». Тогда на повестку дня выйдет проведение первых тестовых поставок физической нефти. Возможно, первоначально это не будет постепенный набор физической партии через ежедневные торги, скорее всего, компании будут делать крупные сделки в объеме поставочной партии и затем выходить на поставку», – добавил Темниченко.

«Проект запущен три месяца назад, но, по сути, он сейчас не работает. Нет ни покупателей, ни продавцов. Пока это песочница для маркетмейкеров. Такое ощущение, что этот контракт умер, так и не родившись», – говорит источник, близкий к бирже.

Биржей допущена ошибка при выводе на рынок нового продукта: очень тяжелый лот – 1000 баррелей, считает ведущий аналитик компании «Алгоритм топливный интегратор» Виктор Костюков. «Для большинства игроков, уже участвующих в торгах подобным инструментом, такой лот неподъемен. Он рассчитан на тяжеловесов типа вертикально-интегрированных компаний. А ликвидность торгам придают не они, а огромное количество мелких игроков», – считает он.