Группа ГАЗ оказалась лучше рынка

Выручка группы выросла почти на четверть, операционный денежный поток – вчетверо. Помогла господдержка и новые модели LCV
ГАЗу помогает поддержка государства и собственников, отмечается в сообщении RAEX/ Е. Разумный/ Ведомости

Консолидированная выручка ГАЗа, по неаудированным данным, составила 150,2 млрд руб., следует из сообщения рейтингового агентства RAEX («Эксперт РА»). Выручка в сравнении с 2015 г. выросла на 23,9% – тогда она составила 121,2 млрд руб. (к 2014 г. она увеличилась на 1%). Денежный поток от операционной деятельности компании увеличился в 4 раза до 13,3 млрд руб. Удалось ГАЗу получить прибыль или сократить убыток, ни RAEX, ни компания не раскрывают. По итогам 2015 г. ее убыток по МСФО был 1,9 млрд руб. (снизился на 8%).

«В совокупности эти изменения оказали положительное влияние на операционную рентабельность компании, что способствовало повышению уровня рейтинга [кредитоспособности c А (III) до А (II)]», – говорит управляющий директор по корпоративным и суверенным рейтингам RAEX Павел Митрофанов (его слова приводятся в сообщениях агентства и группы ГАЗ). Улучшение финансовых показателей в 2016 г. представитель группы ГАЗ объясняет прежде всего оптимизацией расходов и ростом продаж. В 2016 г. в России было продано 55 803 легких коммерческих автомобиля ГАЗа (+9%, рынок легковых автомобилей и LCV сократился на 11%), по данным АЕБ. Сегмент LCV вырос на 0,1%, по оценке «Автостата» (на основе регистраций новых машин). План продаж на 2017 г. ГАЗ не раскрывает, но прогнозирует рост рынка LCV на 2–5%.

Общая долговая нагрузка ГАЗа, по предварительным данным, уменьшилась в 2016 г. на 5,6 млрд руб., или на 9%, пишет агентство. К началу 2016 г. общий долг группы по МСФО был 63,5 млрд руб., чистый – 58,9 млрд руб., говорит аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. RAEX прогнозирует дальнейшее снижение долга, «что вкупе с ожидаемым восстановлением спроса на продукцию компании способно вывести показатель «чистый долг/EBITDA» по итогам 2017 г. на уровень не более 3,6». По итогам 2016 г. долговая нагрузка ГАЗа без учета госсубсидий и обесценения финансовых вложений была, по подсчетам агентства, 5,2. По расчетам самой компании, правда с учетом субсидий и реверсирования обесценения финансовых вложений, отношение чистого долга к EBITDA было 3,92.

ГАЗу помогает поддержка государства и собственников, отмечается в сообщении RAEX: материнская компания – «Русские машины» (входит в «Базовый элемент» Олега Дерипаски) – включена в список системообразующих предприятий, а группа ГАЗ получает «регулярные субсидии от государства в существенных объемах». Например, за первое полугодие 2016 г. субсидии по различным программам составили 8,6 млрд руб., следует из отчета компании по МСФО. Продукция ГАЗа участвует в госпрограммах обновления парка, льготного автолизинга. «Наши продажи росли бы в 2016 г. и без господдержки, потому что у нас есть новый продукт – «Газель Next», «Газон Next», «Урал Next» <...> Но без господдержки потребителей коммерческой техники мы бы не смогли набрать текущих объемов», – говорил в октябрьском интервью «Ведомостям» гендиректор «Русских машин» Манфред Айбек.

Один из рисков для группы ГАЗ – валютный, так как она зависит от импортных комплектующих, предупреждает агентство. Чтобы повысить рентабельность, группа планирует увеличить долю экспорта в выручке и повысить уровень локализации. Группа ГАЗ в последние годы сильно обновила модельный ряд и оптимизировала расходы, что позволяло ей в отличие от многих автопроизводителей в России быть прибыльной на операционном уровне, комментирует Беспалов. Получить чистую прибыль мешали расходы на обслуживание долга, отмечает он. «Перспектива того, что 2017 год будет как минимум не хуже 2016 г., реальна», – считает Беспалов. Ситуация на рынке улучшается и у компании есть возможность нарастить продажи, к тому же рубль укрепился, что снизило расходы на закупку импортных комплектующих, объясняет эксперт.