Морская контейнерная линия может связать Петербург и Калининград

Эксперты предупреждают о сложностях с таможней
Мощности порта Бронка загружены меньше чем на 10%/ Евгений Егоров/ Ведомости

О «Корпорация развития Калининградской области» (принадлежит правительству региона) разрабатывает проект контейнерной экспресс-линии «Балтийский экспресс» – из Калининграда до Петербурга. На прошлой неделе проект был представлен на заседании комитета по транспорту Калининградской торгово-промышленной палаты, говорится на официальном сайте корпорации. Планируется, что контейнеровоз будет курсировать между Калининградом и Петербургом два раза в неделю.

Инвестиции в проект составят не менее 350 млн руб., наряду с инвесторами и перевозчиками предполагается участие в нем правительств Калининградской области и РФ, которые должны будут предоставить субсидии на перевозки и проценты по кредитам и лизингу, следует из презентации проекта. При реализации проекта могут возникнуть существенные проблемы с таможенным регулированием, сообщает корпорация. Следующее заседание комитета будет посвящено взаимодействию с ФТС. Таможенное оформление товаров по общему правилу не требуется, если только товары не ввезены в Калининград по специальному режиму, уточняет Александр Надмитов, управляющий партнер юрфирмы «Надмитов, Иванов и партнеры». В регионе действует льготный режим освобождения от таможенных платежей, одно из условий которого запрещает использовать товар в других регионах.

Экономику «Балтийского экспресса» с заходом в порт Бронка, тарифы и ставки рассчитывало ООО «Феникс» (инвестор и застройщик порта), сообщила представитель «Феникса». По ее словам, это было предложение корпорации. «В середине марта расчеты были переданы, корпорация изучает наше предложение», – добавила она. Линия может появиться к августу 2017 г., на первом этапе планируется перевозить 400 TEU в неделю, объемы будут увеличиваться, говорит представитель «Феникса», уточняя, что это только планы. В Корпорации развития Калининградской области не ответили на запрос «Ведомостей».

Недозагрузка

Грузооборот калининградского порта в 2016 г. составил 11,7 млн т (по сравнению с 2015 г. он снизился на 8%, по сравнению с 2014 г. – на 16%), в том числе 1,2 млн т – грузы на паромах (снижение за год – 32%), 189 180 TEU (рост 5%), сообщает администрация морских портов Балтийского моря. Грузооборот Бронки, по данным «Феникса», в 2016 г. составил более 36 000 TEU, мощность первой очереди порта – 500 000 TEU.

Прямых контейнерных линий между Калининградом и другими регионами России сейчас нет. Для перемещения товаров железнодорожным и автомобильным транспортом требуется таможенное оформление. Паромная железнодорожная линия соединяет Балтийск (грузовой район порта Калининград) с портом Усть-Луга. На ней работают два парома, которые в ближайшее время должны быть списаны. Строительство трех новых начнется не ранее 2018 г. Среди минусов паромного железнодорожного сообщения – большое время доставки, таможенное оформление, высокая себестоимость перевозки и проч., следует из презентации «Балтийского экспресса». «Балтийский экспресс» предполагает постановку на маршрут небольших судов, главной особенностью проекта станет свободное перемещение товаров из Калининградской области на остальную территорию России и обратно по тарифам, приемлемым для малого, среднего и крупного бизнеса, цитирует «Интерфакс» заместителя гендиректора Корпорации развития Калининградской области Олега Скворцова.

Целесообразность такой линии сейчас объективно отсутствует, считает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров: «Объем перевозок по Калининградской железной дороге в 2016 г. сократился на 6% до 10,7 млн т, из которых 8,2 млн т – это импорт и перевозки из России, причем более 7 млн т следуют из России через Прибалтику и Белоруссию и более 700 000 т – через паромную переправу». По его словам, запуск контейнерной линии под такие объемы не имеет смысла, а поскольку из региона в другие регионы России вывозятся в основном сельскохозяйственная продукция и автомобили, сложно ожидать значительного увеличения контейнерных отгрузок в направлении СЗФО. Отправление контейнеров по железной дороге из Калининградской области в 2016 г. не превышало 1000 TEU в месяц, уточняет он.

Контейнерная линия эффективнее, дешевле и мобильнее, чем паромная: большого постоянного грузопотока между регионами нет и проще проверить его необходимость с помощью контейнеровоза, говорит гендиректор Infranews Алексей Безбородов. «Балтийский экспресс» может рассчитывать на грузооборот в пределах 1500–2000 TEU в месяц, считает он. Серьезный вопрос может возникнуть в соблюдении статуса каботажного (перевозки между регионами одной страны) оборота со стороны ФТС, говорит Безбородов. Вмешательство таможенников, по его словам, снизит рентабельность перевозок. Коммерческих каботажных тарифов в портах Петербурга и Ленобласти нет, их придется разрабатывать, напоминает эксперт.