Global Рorts за 1,9 млрд рублей продала «Трансконтейнеру» терминал

Оператору достаточно одного сухого порта в Петербурге
«Трансконтейнер» - вертикально интегрированный контейнерный оператор/ Д. Гришкин/ Ведомости

Global Ports подписала с ПАО «Трансконтейнер» договор о продаже 100% ЗАО «Логистика-терминал» - сухого порта на юге Петербурга за 1,9 млрд руб., сообщила Global Ports. Сделка будет закрыта после получения согласования ФАС этой осенью, сообщил Андрей Жемчугов, первый заместитель финансового директора «Трансконтейнера»

«Трансконтейнер» - вертикально интегрированный контейнерный оператор. Когда появилась возможность купить новый терминал в ключевой точке захода контейнеров в Россию, мы ею воспользовались, объясняет Жемчугов. Таких крупных терминалов в Петербурге у «Трансконтейнера» не было.

«Логистика-терминал» расположен в Шушарах в 17 км от Большого порта Санкт-Петербург. Терминал занимает 90 га, площадь складских помещений - 16 000 кв. м, емкость контейнерной площадки - 10 000 TEU, говорится на официальном сайте терминала. Пропускная способность терминала - 200 000 TEU в год. В 2016 г. он обработал 174 000 TEU и 320 000 т навалочных грузов. Global Ports купила этот терминал в 2013 г. в числе других активов Национальной контейнерной компании (НКК). За 100% НКК портовый оператор заплатил $291 млн и 18% собственных акций.

У Global Ports есть еще один тыловой терминал - «Янино», который находится в 1,5 км от КАД. Его проектная мощность 400 000 TEU. Сделка позволит группе оптимизировать внутренние сети терминалов, концентрируясь на «Янино»; доход от продажи будет использован для сокращения доли заемных средств, следует из пресс-релиза Global Ports. Решение об оптимизации сети терминалов было принято сразу после того, как в группе появился «Янино», объясняет представитель оператора.

Валовая прибыль Global Ports в 2016 г. составила $145 млн (-37%) , прибыль - $61 млн (+84%), говорится в отчете компании. Кредиторская задолженность на конец года составляла $34 млн ( +30% к аналогичному периоду прошлого года).

После окончания строительства Усть-Лужского контейнерного терминала в конце 2011 г. и покупки НКК в 2013 г. у Global Ports, с одной стороны, резко сократились инвестиции в развитие, а с другой – образовалось достаточно много свободных мощностей, говорится в отчете Raiffeisen Research. Контейнерооборот порта Санкт-Петербург за шесть месяцев 2017 г. увеличился на 8% до 954 237 TEU, порта Усть-Луга - сократился на 5% до 35 747 TEU.

Рыночная стоимость терминала - $100-150 млн, оценивает директор Infranews Алексей Безбородов. Global Ports нужны деньги из-за ухудшения экономических показателей, поэтому группа согласилась на такую цену, полагает он.

Стоимость явно занижена: диапазон цены сделки можно оценить от 2 млрд до 8 млрд руб., согласен аналитик «Алор брокер» Алексей Антонов. По его словам, сделка существенно не облегчит долговую нагрузку Global Ports: чистый долг группы по МСФО за 2016 г. составил $ 947 млн, а коэффициент чистый долг / EBITDA повысился до 4,2. Но сделка поможет оптимизировать структуру Global Ports и сделать ее более эффективной - одного логистического парка «Янино» группе будет достаточно, замечает Антонов.

Совокупные расходы на строительство терминала превысили $120 млн, вспоминает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. По его словам, Global Ports просто не нашла покупателя, который мог бы заплатить больше. Оператор теряет объемы и уступает конкуренцию на рынке контейнерного экспорта, а это в свою очередь делает ненужными мощности в сухих портах, которые у группы объективно избыточны, объясняет он. В ближайшие 3-5 лет ситуация будет только ухудшаться, так как мощности морских контейнерных терминалов будут расти быстрее, чем объемы, прогнозирует он.

Растущая убыточность терминала, рост себестоимости и, возможно, трудности с его загрузкой могли стимулировать Global Ports к продаже, говорит Алексей Калачев, эксперт-аналитик АО «Финам». Цену сделки для Global Ports он называет «хорошей».