Минэнерго прогнозирует сохранение до 2050 года доли РФ в мировой добыче нефти

Для этого необходимо обеспечить технологическую независимость и оптимизировать налоговую нагрузку
Евгений Разумный / Ведомости

Россия, вероятнее всего, сохранит текущую долю в общемировой добыче нефти на уровне 12–13% как минимум до 2050 г. Это следует из полного варианта отчета Российского энергетического агентства (РЭА) Минэнерго о сценариях развития мировой энергетики.

Такой прогноз приводится РЭА в наиболее вероятном из трех представленных сценариев – «Рациональный технологический выбор». Доля основных нефтедобывающих стран Ближнего, Среднего Востока и Северной Африки также сохранится на уровне 2020 г., который принят за базу для отсчета (42–43% от общемировой добычи). Доля США и Канады останется на уровне 20–21%.

При этом в абсолютных цифрах объемы добываемых жидких углеводородов (нефть и газовый конденсат) в России снизятся по сравнению с уровнем 2020 г. на 34% до 342 млн т нефтяного эквивалента (н. э.). В целом добыча нефти и конденсата в мире уменьшится к 2050 г. до 2,7 млрд т н. э. (-36%).

Все три сценария рассчитаны РЭА исходя из одинаковых макропараметров – численности населения и ВВП. Различия между ними в скорости распространения низкоуглеродных технологий и сдвиге структуры потребления первичных топливно-энергетических ресурсов, жесткости требований к сокращению выбросов СО2 и объему инвестиций в энергопереход, следует из обзора. Таким образом, чем активнее будет осуществляться в мире энергопереход и движение к нулевым выбросам, тем сильнее изменится энергобаланс в сторону отказа от углеводородов и будет падать спрос на нефть.

В рамках двух наименее вероятных сценариев – «Все, как встарь» и «Чистый ноль» – добыча жидких углеводородов в России к 2050 г. может соответственно как вырасти на 35% по сравнению с 2020 г. до 697 млн т н. э., так и обрушиться втрое до 145 млн т н. э., прогнозируют аналитики РЭА. При этом в случае реализации сценариев «Рациональный технологический выбор» и «Чистый ноль» (наиболее радикальный из них, предусматривающий достижение цели нулевых выбросов углекислого газа к 2050 г.) снижение потребления нефти, включая конденсат, составит от 40 до 71% к уровню базового 2020 года. Это произойдет преимущественно из-за падения спроса на нефтепродукты в транспортном секторе, которое может составить в зависимости от сценария от 57 до 86%.

Такое сокращение потребления и добычи нефти в мире могут привести к падению межрегиональной торговли с 1,8 млрд т в год до 0,6–1,4 млрд т в 2050 г., следует из расчетов РЭА. «И хотя обратная связь энергетики с развитием экономики не рассматривается, нельзя не отметить, что такое сокращение международной торговли (а объем торговли нефтью во много раз превосходит торговлю любым другим сырьевым товаром) серьезно скажется на целом ряде аспектов экономического развития», – подчеркивается в отчете.

РЭА Минэнерго в сценарии «Рациональный технологический выбор» прогнозирует к 2050 г. небольшое снижение доли России в мировой добыче газа – с нынешних 17,5 до 15,6%. При этом в абсолютных цифрах добыча вырастет почти на 17% до 676 млн т н. э. в год.

По прогнозам ФГ «Финам», добыча нефти в России к 2050 г. может сократиться до 400–420 млн т в год на фоне общего снижения спроса на нефть. При этом РФ сейчас экспортирует это сырье на рынки, спрос на которых еще не достиг своего пика, отмечает аналитик ФГ «Финам» Сергей Кауфман. По его мнению, этот фактор, как и участие России в соглашении ОПЕК+, предусматривающем ограничение добычи нефти для балансирования рынка, позволят стране сохранить свою долю.

Удастся ли России удерживать долю нефтяного рынка до 2050 г. на текущем уровне, будет зависеть от доступа к современным технологиям добычи и налогового режима в стране, считает эксперт по энергетике Кирилл Родионов. По его словам, из-за усложнения условий добычи (рост доли трудноизвлекаемой нефти. – «Ведомости») нефтяная отрасль в РФ нуждается в переходе на счетную модель налога на добычу полезных ископаемых. Она должна учитывать, по мнению Родионова, выработанность и обводненность месторождений, плотность и сернистость нефти, удаленность от магистральных трубопроводов и уровень развития инфраструктуры. Это позволило бы «варьировать налоговую нагрузку» на добывающие компании, поясняет он. Среди нефтегазовых технологий для России сейчас в приоритете создание собственного флота гидроразрыва пласта и разработка отечественного программного обеспечения для разведки и добычи углеводородов.

В октябре 2023 г. Международное энергетическое агентство сообщало, что доля ОПЕК и России на мировом рынке до 2030 г. будет сохраняться на уровне 48%, а к 2050 г. может превысить 50% за счет увеличения добычи Саудовской Аравией.

Какова будет доля РФ на мировом газовом рынке к 2050 г., по мнению Кауфмана, будет полностью зависеть от способности страны выполнить цели по развитию СПГ-отрасли в условиях санкций и нарастить трубопроводные поставки в Китай.