Доля убыточных угольных компаний в России выросла вдвое с 2022 года

Транспортные расходы и другие издержки растут, а цены на продукцию снижаются
Алексей Орлов / Ведомости

Доля убыточных компаний в угольной отрасли России за январь – февраль 2024 г. составила 45,9%. Это почти вдвое больше, чем за тот же период 2022 г. и на 7,3 п. п. – 2023 г., следует из материалов Росстата, которые проанализировали «Ведомости».

Таким образом, доля прибыльных предприятий в отрасли сократилась за год с 61,4 до 54,1%. В январе – феврале 2022 г. доля угольных компаний, приносящих своим владельцам прибыль, составляла 75,4%, генерирующих убытки – 24,6%.

При этом сальдо прибылей и убытков угольщиков в январе – феврале снизилось по сравнению с показателем за аналогичный период 2023 г. в 5 раз и в 10,5 раза к 2022 г. до 20,3 млрд руб.

Резкое падение прибыльности сектора происходит на фоне снижения экспортных цен на уголь. По данным биржи ICE, азиатский бенчмарк – цена энергоугля в австралийском Ньюкасле на базисе FOB («с погрузкой на судно») – в конце февраля 2024 г. находился на уровне $130 за 1 т. В конце февраля 2023 г. котировка составляла $190 за 1 т, а годом ранее в том же месяце – $240 за 1 т. 26 апреля июльские фьючерсы торговались по $142 за 1 т.

На фоне ужесточения антироссийских санкций Евросоюзом (ЕС) из-за СВО на Украине, предусматривающих в том числе запрет на поставки с августа 2022 г. российского угля, отечественные производители переориентировали экспорт в Азию. При этом они вынуждены продавать уголь со скидками к международным бенчмаркам.

Как писали «Ведомости», экспортные цены на российский энергетический уголь, на который приходится 85% от объемов поставок за рубеж (остальное – коксующийся), в начале апреля упали до минимумов с 2021 г. Это произошло из-за низкого спроса на основных экспортных рынках. Цена топлива калорийностью 6000 ккал/кг на базисе FOB Дальний Восток составляла $95 за 1 т, снизившись на 6% с начала года. В Тамани уголь такой калорийности стоил $72 за 1 т (-13%), в портах Балтийского моря – $61 за 1 т (-14%).

Замминистра энергетики Сергей Мочальников в интервью «Ведомостям» в апреле говорил, что совокупная прибыль российских угольных компаний в 2023 г. снизилась на 54% по сравнению с 2022 г. до 357 млрд руб. из-за снижения экспортных цен, а маржинальность бизнеса находится «около нуля» (см. «Ведомости» от 22 апреля).

Источники «Ведомостей» в угольных компаниях жалуются не на снижение цен на продукцию на мировых рынках, а на рост логистических затрат. Топ-менеджер одного из холдингов подчеркивает, что прибыль угольщиков «останется на перевалке в портах». Себестоимость этой услуги, по его оценкам, составляет $2–3 за 1 т, тогда как текущие ставки стивидоров – $15 за 1 т и более. Он отмечает, что в сложившейся ситуации в более выигрышном положении оказались угольные компании, которые имеют собственные экспортные портовые терминалы. «То же самое касается операторов полувагонов. По факту идет перераспределение прибыли от производителей угля к компаниям, обеспечивающим логистику», – заключает он.

Источник «Ведомостей» в другой крупной угольной компании также жалуется на продолжающийся рост логистических затрат. За последний год, по его словам, железнодорожный тариф на транспортировку угля вырос почти вдвое, ставка привлечения полувагонов – в 1,5 раза. «Операторы вагонов и РЖД единодушны, что возможности по сокращению расходов угольщикам нужно искать в другом месте. Для угольщиков сейчас стоит вопрос выживания, а операторы борются за сверхприбыли», – категоричен он.

Представитель РЖД сказал «Ведомостям», что финансовый план и инвестпрограмма компании, предусматривающая масштабное развитие железных дорог, в том числе для экспорта угля, «сверстаны исходя из утвержденного уровня тарифов». Поэтому скидка к тарифу на перевозку угля приведет к «непокрываемым убыткам РЖД». Напомним, что с 1 декабря 2023 г. тарифы на железнодорожные грузоперевозки были проиндексированы на 10,75% (с учетом надбавок на капремонт инфраструктуры и транспортную безопасность). При этом до конца 2024 г. приостановлено действие скидок (понижающих коэффициентов) на перевозку угля – 0,4 за дальность и 0,9 для экспортных поставок энергоугля. Представитель монополии подчеркивает, что поддерживать угольщиков «имеет смысл через прямые госсубсидии, а не через тариф РЖД».

Прибыльность отрасли снижается также из-за высокой зависимости от импортной техники, добавляет собеседник «Ведомостей» в угольной компании. Угольщикам в сжатые сроки необходимо обновить парк техники, но при суммарной закредитованности компаний в 1 трлн руб. и высокой ключевой ставке сложно говорить о прибыльности отрасли, сказал собеседник. Другой источник напоминает, что угольная отрасль «ждет приостановки экспортной пошлины», для чего в ближайшие дни должен быть подготовлен соответствующий проект постановления правительства. Ранее источники газеты «Коммерсантъ» говорили, что гибкая пошлина в 4–7% (привязана к курсу рубля к доллару) может быть отменена для угольщиков с 1 мая.

В пресс-службе Минэнерго «Ведомостям» сообщили, что в течение 2023 г. ставки аренды полувагонов в противоположность падению мировых бенчмарков цен на уголь росли. К концу года, по данным министерства, они достигли 3000 руб. за вагон в сутки. С начала 2022 г. рост стоимости транспортной составляющей составил 77%, следует из ответа пресс-службы. В то же время Минэнерго рассчитывает на сохранение в 2024 г. объемов добычи и экспорта угля на уровне прошлого года.

В Минфине переадресовали вопросы в Минэк, «Ведомости» направили запрос в это ведомство, а также в крупные угольные компании.

Управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин отмечает, что в условиях падения цен на уголь суточная аренда полувагона стоит порядка 2800 руб. против 2000 руб. в апреле прошлого года. Ставки погрузки в портах, по данным НРА, в среднем превышают $20 за 1 т.

Эксперт по энергетике Кирилл Родионов добавляет, что угольная отрасль также столкнулась с ростом издержек из-за девальвации рубля и роста конкуренции за рабочие руки. По данным ЦДУ ТЭК, средняя зарплата в отрасли выросла на 42% в период 2021–2023 гг., достигнув 102 500 руб. в месяц, отмечает аналитик. При этом издержки на добычу угля – без учета расходов на доставку до конечного потребителя – за тот же период увеличились на 58% до 2797 руб. на 1 т.

Тенденция к снижению мировых цен на уголь сохраняется на фоне падения стоимости газа на глобальном рынке и роста объемов добычи угля в Индии (один из крупнейших импортеров угля. – «Ведомости»), отмечает Гришунин. В такой ситуации доля прибыльных угольных компаний в России, по его мнению, продолжит сокращаться, а к концу года можно ожидать отрицательного сальдо прибылей и убытков по отрасли.

По мнению Гришунина, для поддержки угольщиков необходимы проработка льготного тарифа на перевозку по железной дороге в порты юга и северо-запада страны и проверка обоснованности тарифов на перевалку в портах. Экспортную пошлину на энергоуголь, по его мнению, разумнее привязать к ценам реализации продукции с учетом транспортных затрат, а НДПИ на уголь – к экспортным котировкам в портах отправки.