Розничная торговля в рецессии, ряд показателей хуже, чем в 2009 году – ВШЭ

undefined

Российская розничная торговля очень трудно прошла I квартал 2015 г. из-за ускорения инфляции, снижения реальных располагаемых доходов населения и "сужения зоны потребительского доверия к складывающейся конъюнктуре", свидетельствуют данные центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний Высшей школы экономики (ВШЭ).

Падение большинства важнейших индикаторов отрасли на протяжении последних трех кварталов свидетельствует о начале перехода ритейла в фазу рецессии, отмечают эксперты ВШЭ, которые в конце 2014 г. предупреждали о начале стагнации на рынке розничной торговли.

Согласно исследованию, балансовые значения показателей спроса на товары, объема продаж в натуральном выражении, прибыли и ассортимента стали хуже значений 2009 г., обновив абсолютные минимумы. 30% опрошенных руководителей розничных компаний отметили снижение спроса в I квартале, более трети - сокращение объема продаж, около 40% - уменьшение прибыли по сравнению с предыдущим кварталом.

Продовольственное эмбарго и оптимизация ассортимента привели к самому масштабному за последние 15 лет сокращению предложения товаров. В I квартале об увеличении темпов роста цен на реализуемые товары сообщили 60% опрошенных представителей ритейла против 50% в IV квартале. При этом основной вклад в инфляцию оказал продовольственный сегмент, где повышение цен констатировали 70% респондентов (60% в IV квартале). В непродовольственном сегменте о повышении цен сказали 55% опрошенных против 42% в конце прошлого года.

Средний уровень торговой наценки, согласно исследованию, составил 26%. По мнению участников опроса, для возмещения издержек и получения необходимой прибыли средняя наценка должна составлять 40%. Средний уровень наценки по социально значимым продовольственным товарам составил 18% при желаемом уровне 27%.

В I квартале на первое место среди факторов, ограничивающих развитие отрасли, вышел недостаточный платежеспособный спрос. Год назад большинство респондентов называли главным ограничивающим фактором высокий уровень налогов.

Выводы ВШЭ основаны на результатах проведенного Росстатом опроса руководителей около 4000 компаний розничной торговли. При этом в опросе участвовали преимущественно представители предприятий, не относящихся к федеральным сетям. По данным Росстата, оборот розничной торговли в России за январь - февраль 2015 г. сократился на 6,1%.