Путин: Россия уже может требовать долг с Украины

Министр финансов Антон Силуанов заявил, что Россия обратится в суд, если Украина пропустит июньский платеж
Украина, по сути, объявляет дефолт, считает Антон Силуанов/ Evgeniy Maloletka/ AP

Россия уже может требовать от Украины досрочного погашения долга, но не делает этого по просьбе Киева и Международного валютного фонда (МВФ), заявил сегодня президент России Владимир Путин. 

Поскольку Украина нарушает ковенанты (уровень долга превышает планку в 60% ВВП), "мы имеем право уже давно предъявить эти средства к досрочному погашению", сказал президент. "Вместе с тем по просьбе наших украинских партнеров и по просьбе МВФ мы не пользуемся этим правом. Не желаем усугублять и без того сложную экономическую ситуацию у наших партнеров и соседей", – заявил Путин на совещании с членами правительства.

Путин назвал ситуацию с возможным мораторием на платежи по долгу проявлением непрофессионализма украинских властей и попросил премьера Дмитрия Медведева взять ее на контроль. Президент напомнил, что Украина получила деньги на очень выгодных условиях: "Мы согласились на 5%, в то время как страна могла занять только по ставкам выше 10%".

"Пока Украина не срывала обязательства по платежам купонов. Следующий платеж 20 июня. И если она нарушит обязательства, мы обратимся к судебным механизмам", – успокоил президента министр финансов Антон Силуанов. 

Путин не успокаивался и развивал тему: это тем более странное решение, так как Украина поставлена под внешнее управление. "Поправьте меня, если это не так, но, насколько я помню, МВФ не предоставляет никаких кредитов странам, которые попали в ситуацию дефолта", – спросил он у Силуанова. Это верно, подтвердил министр, уточнив: МВФ не может предоставлять кредиты стране, которая не урегулировала в той или иной мере споры с кредиторами. Минфин проведет консультации с МВФ о защите интересов России при предоставлении очередных траншей помощи Украине, заверил министр.

Путина беспокоят не только государственные вложения, но и частные кредиты – российских банков, выданные украинским компаниям. По его оценке, это $23–24 млрд. Присутствовавший на совещании премьер-министр Дмитрий Медведев разделил его беспокойство. Это $25 млрд долга, отметил он, причем в значительной части – средства госбанков "либо крупнейших опорных банков, которые разместили свои деньги в суверенные бумаги Украины". Мы должны адекватно отреагировать на это, использовать все возможные средства защиты, пообещал Путину Медведев.

Фактически дефолт

Украина фактически объявляет дефолт, заявил в среду Силуанов перед совещанием у Путина, комментируя решение Верховной рады, давшей правительству Украины право вводить мораторий на выплаты по внешнему долгу. "По сути дела, это дефолт. У нас пока оснований нет [предъявлять претензии Украине], у нас в июне должен быть платеж [по евробондам на $3 млрд] $75 млн. Если будет пропущен платеж – будем пользоваться своим правом обращения в суд в соответствии с нашими условиями проспекта эмиссии тех облигаций, в которые мы вкладывали средства ФНБ", – передало агентство ТАСС слова российского министра.

Министр иностранных дел России Сергей Лавров в среду в Совете Федерации подтвердил, что Москва пока не будет предпринимать ответных юридических действий и подождет срока уплаты. Сам факт Лавров назвал "печальным". "Есть оценки такие, что это шаг, говорящий даже не то что о неизбежности дефолта, а о том, что этот шаг призван спровоцировать дефолт, чтобы потом можно было недорого раскупить все, что там останется от собственности, в условиях, когда упадут котировки ниже низкого", – сказал министр.

В среду минфин Украины опубликовал в своем официальном Facebook выступление министра финансов Натальи Яресько. Из него следует, что министерство воспользуется правом приостановить выплаты по долгу, если Украина не договорится с кредиторами в установленные сроки. Яресько настаивает, что любое такое соглашение должно включать списание основной суммы долга. 

Позицию минфина в среду поддержал президент Украины Петр Порошенко, выразив надежду на поддержку международных партнеров. "Когда вы говорите об угрозе банкротства – не дождетесь. Мы эффективно реализуем наше сотрудничество с МВФ, а также с нашими надежными партнерами, включая сотрудничество с Евросоюзом", – сказал президент Украины.

Во вторник 19 мая Верховная рада приняла законопроекты, согласно которым правительство Украины сможет объявить технический дефолт, если не будут достигнуты соглашения с кредиторами о реструктуризации долга. Выплаты только по валютным долговым обязательствам в ближайшие четыре года составляют около $30 млрд. Также был обнародован перечень внешних долговых обязательств, на которые может быть распространен мораторий. Среди них гособлигации, выпущенные с 2005 по 2013 г., в том числе выкупленные Россией в 2013 г. украинские евробонды на $3 млрд.

По данным Нацбанка Украины, внешний долг страны оценивается в 70% ВВП ($50 млрд), к 2016 г. он достигнет 93% ВВП. По оценкам Яресько, к апрелю 2015 г. госдолг Украины вырос с $46 млрд до $78 млрд. 21 мая Украина должна произвести первую выплату процентов на $1 млрд по купонам облигаций со сроком погашения в ноябре 2016 г.

Комитет частных кредиторов Украины выступает против списания основной суммы долга. В понедельник он опубликовал заявление, в котором были названы компании, входящие в комитет: это T. Rowe Price, TCW Group, BTG Pactual Europe и Franklin Templeton Investments, в совокупности они владеют украинскими облигациями на $8,9 млрд. Их консультируют компании Blackstone Group International Partners и Weil, Gotshal & Manges. Кредиторы представили в министерство финансов Украины "детальные предложения, которые, как считает комитет, отвечают целям министерства, не предполагая при этом сокращения основной суммы долга, и создадут крепкое основание для восстановления экономики страны", говорится в заявлении. Конкретные подробности предложения в нем не приводятся. Поначалу в комитет также входила британская Ashmore Group, но затем вышла из него, рассказал The Wall Street Journal человек, знакомый с ситуацией.

"Позиции сторон все еще слишком расходятся, чтобы можно было ожидать достижения соглашения в июне. Наиболее вероятный вариант – противостояние, возможно, с объявлением Украиной моратория на выплаты по долгу", – считает Эндрю Матени, аналитик Goldman Sachs.

По словам источника WSJ, крупнейшим кредитором Украины и основным переговорщиком в комитете является Franklin Templeton Investments, которой по состоянию на конец декабря 2014 г. принадлежали еврооблигации страны примерно на $4 млрд. Ранее Bloomberg сообщал, что Franklin Templeton владеет украинскими облигациями на $7,6 млрд.

Правительство на прошлой неделе в заявлении высказывало обеспокоенность "подходом, который принял комитет кредиторов", а также "их недостаточным желанием вести переговоры". Киев по вопросу реструктуризации долга консультируют инвестбанк Lazard и юридическая фирма White & Case.

Россия также отказалась от реструктуризации долгов Киева. Москва ждет погашения облигаций в срок к декабрю 2015 г., говорил ранее замминистра финансов Сергей Сторчак.