Статья опубликована в № 3839 от 27.05.2015 под заголовком: Минпром изгоняет импортное

Фонд развития промышленности нашел, кому одолжить 3,2 млрд

Эти деньги пойдут на создание 10 производств, замещающих импорт
  • Елизавета Базанова

Экспертный совет Фонда развития промышленности отобрал первые проекты по созданию импортозамещающих производств (см. таблицу). Их планируемые инвестиции – около 9,2 млрд руб., из фонда они могут получить займы на 3,2 млрд под 5% годовых сроком до семи лет, сообщил «Ведомостям» представитель фонда. Деньги будут перечислены после заключения договора с фондом, планируется, что это произойдет в июне.

От фонда компании получат от 15 до 74% средств, необходимых на завершение проектов, половина компаний – около трети. Доля финансирования зависела от потребностей компании, рассказывает председатель экспертного совета фонда Антон Данилов-Данильян. Это беспрецедентно выгодные условия займов, сейчас болевая точка промышленности – отсутствие доступа к длинным деньгам для запуска новых производств, передал министр промышленности Денис Мантуров через пресс-службу. Всего поступило более 900 заявок почти на 300 млрд руб., что в 15 раз превышает капитализацию фонда – 20 млрд руб., но не все из этих проектов отвечают критериям фонда, рассказал первый замминистра промышленности Глеб Никитин.

В списке, в частности, фармацевтические, машиностроительные, научные проекты. В Минпроме рассчитывают, что их реализация позволит вытеснить иностранные аналоги, а также экспортировать продукцию.

Но большинство аналитиков осторожно оценивают эффект от отобранных проектов. Чтобы добиться заявленных целей, например, по фармацевтическим проектам (локализация производства фармсубстанций), нужны большие инвестиции, говорит директор Центра социальной экономики Давид Мелик-Гусейнов. Российский рынок нуждается в субстанциях и реактивах и импортозамещение возможно, отмечает он, однако, чтобы производство имело высокую рентабельность, компании должны выходить на внешние рынки, иначе государству придется постоянно их субсидировать. А на зарубежных рынках жесткая конкуренция со стороны Индии и Китая, указывает Мелик-Гусейнов.

Ослабление рубля стимулирует развитие рынка российских композитов, рассказывает представитель «Роснано» про проект Нанотехнологического центра композитов, который разрабатывает и производит изделия в том числе для автопрома. По его словам, переговоры о сотрудничестве ведутся с несколькими российскими автопроизводителями: в их числе «Камаз», ГАЗ, «Урал», «Ростсельмаш», ПАЗ. У композитов много преимуществ по сравнению с компонентами из металла – меньший вес при схожей прочности, гибкости, но они и дороже, поэтому их производство для местных заводов направлено скорее на будущий спрос, говорит управляющий партнер EURussia Partners Иван Бончев: сейчас же российские автопроизводители выпускают бюджетные машины. Представитель «Камаза» говорит, что завод рассматривает возможность использовать композитные материалы, но важно, какой будет цена.

Рынок для проекта Уральского дизель-моторного завода (группа «Синара-ТМ») есть, комментирует Бончев: дизельные двигатели широко используются, при этом часть установок импортируется. Но на массовые закупки автозаводами рассчитывать не стоит, предупреждает он: у каждого крупного производителя есть собственное производство двигателей. Для реализации проекта по выпуску дизельных двигателей для гражданского судостроения потребуется много лет и большие инвестиции, а конкуренция на рынке очень жесткая, в том числе с производителями из Азии, говорит гендиректор InfraNews Алексей Безбородов.

У некоторых проектов может быть рынок и в России. Так, у Костромского завода автокомпонентов уже есть опыт сотрудничества с зарубежными производителями автомобильных узлов, комментирует Бончев, основной спрос могут обеспечить заводы, которые строят в России глобальные автоконцерны по соглашениям о промсборке. Если компания будет их поставщиком, то сможет поставлять продукцию и на зарубежные автозаводы, добавляет эксперт.

Льготные средства нужны в первую очередь обрабатывающей промышленности, производствам, у которых 20–50% комплектующих – импортные, считает замдиректора Центра развития ВШЭ Валерий Миронов. По его оценкам, в этом году для полноценной поддержки импортозамещения нужно потратить более 130 млрд руб. на субсидирование процентов по кредитам. Минпромторг будет предлагать увеличить капитал фонда, говорит Никитин, но после того как будут одобрены проекты на оставшиеся деньги. Ранее Мантуров рассчитывал, что капитал фонда составит минимум 30–50 млрд руб.

В подготовке статьи участвовали Владимир Штанов, Анастасия Демидова, Елизавета Серьгина