Поручение Путина по электричкам заблокировало выполнение его поручения по дорогам

Правительство получило от регионов доклады, как будет решаться проблема электричек
Проблема электричек заблокировала выполнение поручения Владимира Путина о дорогах/ А. Махонин/ Ведомости

Все регионы доложили правительственной комиссии по транспорту, как планируют решить проблемы пригородного железнодорожного сообщения. Рассмотрение предложений завершено, сообщила пресс-служба правительства. Чтобы получить из федерального бюджета трансферты на свое дорожное хозяйство, регионы должны утвердить на правкомиссии под руководством вице-премьера Аркадия Дворковича план решения проблем с электричками: представить договоры с пригородными пассажирскими компаниями (ППК) на транспортное обслуживание и соглашения об урегулировании споров о долгах, а также подтвердить, что ППК полностью получат компенсацию потерь от регулирования тарифов из местных бюджетов. Из-за проблем с расчетами регионов с ППК в начале года в нескольких регионах было отменено около 300 электричек.

Если правкомиссия одобрит решение, предложенное регионом, он сможет претендовать на субсидию – тогда он заключает соглашение с Росавтодором. У ведомства свои требования. Сейчас тем, кто получил одобрение правкомиссии, будут перечислены средства за II квартал, но, если регионы не направят в Росавтодор свои программы удвоения дорожного строительства, деньги за III квартал они не получат, предупреждал замруководителя ведомства Григорий Прокуронов.

По мнению Росавтодора, стимул для регионов уже сработал. «Новые требования заставили регионы резко активизироваться и переориентироваться с привычных обращений в федеральный бюджет на повышение эффективности внутренних процессов планирования», – говорится в сообщении ведомства.

Первые трансферты уже поступили в регионы – перечислено свыше 4 млрд руб. Но большинство регионов получают согласование правкомиссии под дополнительные условия по пригородному сообщению. Пока они их не выполнят, Росавтодор не перечислит деньги. Но если выделить средства слишком поздно, регионы могут не успеть ими воспользоваться, указывает гендиректор ассоциации «Радор» Игорь Старыгин. Регионы вынуждены ждать, пока разрешится конфликт, не имеющий к ним отношения, сетовал Старыгин.

Требование разобраться с электричками появилось в правилах распределения трансфертов на автодороги в последний момент. В проекте постановления, который был опубликован на портале regulation.gov.ru, пригородное сообщение не упоминалось – норма была утверждена после рассмотрения документа на заседании правительства. Руководители регионов должны рассматривать транспорт в комплексе, объясняет федеральный чиновник.

Сколько обещано регионам

60,2 млрд руб. столько межбюджетных трансфертов на дорожное хозяйство предусмотрено на этот год. Изначально предполагалось выделить свыше 69 млрд руб., но сумму пришлось сократить из-за оптимизации бюджетных расходов. Средства выделяются на крупные проекты федерального значения и расширение пропускной способности местной дорожной сети

Решение ставит под угрозу региональные программы дорожных работ на этот год и еще сильнее осложняет выполнение президентского поручения строить вдвое больше дорог, предупреждает Старыгин. Регионы и так не справляются с поставленной Путиным задачей: средств в их дорожных фондах больше не становится, зато отставание от графика увеличивается. В 2013 г. нужно было ввести в эксплуатацию 1741 км трасс, а удалось – 1528 км. В 2014 г. план был снова не выполнен: построено и реконструировано 1249 км вместо 1548 км. Чтобы все же выполнить президентское поручение до 2023 г., с 2017 г. регионы должны будут ежегодно строить примерно на 1000 км больше, чем в прошлом, и в 2022 г. поставить рекорд и за год сдать 9910 км. Для сравнения: за 2008–2012 гг. всего было построено 8555 км.

Но и увязка пригородного сообщения со средствами на автодороги появилась из-за поручения Путина разобраться с пригородным сообщением: в начале февраля президент публично раскритиковал Дворковича за отмену электричек.