Росавтодор ждет инициативных инвесторов

Ведомство само уже выбрало участки дорог, в которые инвесторы смогут вложиться в порядке частной инициативы
Росавтодор рассчитывает, что инвесторы воспользуются новым правом частной инициативы, чтобы вложить в бесплатные дороги/ М. Стулов/ Ведомости

Новые инвестпроекты Росавтодора могут быть запущены в порядке частной концессионной инициативы, рассказали сотрудники двух компаний, интересующихся этими проектами, и федеральный чиновник.

Частная инициатива – новая норма закона о концессиях, вступившая в силу в мае. Она позволяет инвестору обратиться к государству (региону или муниципалитету) с предложением заключить концессионное соглашение вместо того, чтобы дожидаться, пока государство выставит объект на конкурс. Инвестор сам выбирает интересующий его объект, готовит документацию и проект концессионного соглашения. Если государство поддержит идею, а других претендентов на проект не найдется, соглашение будет без конкурса заключено с инициатором. «Идея была еще и в том, чтобы мяч был на стороне бизнеса, а не государства», – говорит юрист Herbert Smith Freehills Яна Иванова: бизнес может лучше определить наиболее привлекательные возможности.

Но Росавтодор уже сам отобрал пять проектов, которые могли бы быть запущены в порядке частной концессионной инициативы, рассказывают собеседники «Ведомостей». Это участки федеральных трасс, которые будут бесплатными для проезда, а инвестор сможет вернуть вложения благодаря платежам государства (см. таблицу). Государство обеспечит до 70% капзатрат, сроки строительства или реконструкции по контракту составят до четырех лет, обслуживания – до 11 лет.

Проекты без партнеров

Пока у Росавтодора не самый успешный опыт в ГЧП. Мост через Лену был лишен финансирования, хотя на конкурсе уже был определен победитель, а распоряжение о концессионном соглашении до сих пор действует. Второй концессионный проект Росавтодора – система взимания платы с грузовиков – был по решению правительства без конкурса отдан структуре «Ростеха», которая затем перешла под контроль инвестфонда «РТ-инвест» и Игоря Ротенберга.

По всем этим проектам уже есть утвержденная госэкспертизой документация, следует из материалов Росавтодора. Но чтобы запустить их по концессии в стандартном порядке, нужно разработать и согласовать конкурсную документацию. А главным преимуществом частной инициативы для государства как раз является то, что бизнес берет на себя предпроектную подготовку и самостоятельно определяет, как сделать проект коммерчески привлекательным, говорит Иванова. Качество предпроектной подготовки повышается, а сроки запуска сокращаются, продолжает она.

Действительно, цель – оптимизировать подготовку отобранных ведомством проектов, признает чиновник. В чистом виде частная инициатива в дорожном хозяйстве все равно возможна, только если речь идет о полностью частной дороге, продолжает он. Если есть государственное софинансирование, объект все равно должен быть включен в госпрограмму, ФЦП и ФАИП.

А цели обойти конкурс не стоит, продолжает собеседник «Ведомостей»: к тому же выбирались привлекательные объекты, на которые можно ожидать более одного претендента.

Представитель Росавтодора напомнил, что эти объекты уже были предложены инвесторам как возможности для ГЧП, но вопрос о частной инициативе не прокомментировал.