Статья опубликована в № 3851 от 15.06.2015 под заголовком: Монопольный орган для госмонополий

Минэкономразвития предлагает создать для госмонополий единого регулятора

Чиновники надеются защитить и интересы потребителей, и инвестпрограммы компаний
  • Елизавета Базанова,
  • Милана Челпанова

Минэкономразвития предлагает изменить схему регулирования госмонополий и создать для них единого регулятора, написал замминистра экономического развития Николай Подгузов первому зампреду правительства Игорю Шувалову (копия письма есть у «Ведомостей»). Представитель министерства подтвердил, что такой документ направлен. Правительство готово рассмотреть создание единого регулятора естественных монополий, знает федеральный чиновник, решения пока нет.

Сейчас система управления госмонополиями такова: Минэкономразвития вырабатывает госполитику, Федеральная служба по тарифам (ФСТ) устанавливает тарифы и контролирует их применение, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) обеспечивает недискриминационный доступ к инфраструктуре и решает споры, отраслевые ведомства пишут и утверждают инвестпрограммы. Цены на услуги госмонополий растут, а их качество – нет, зоны ответственности органов власти определены нечетко, пишет Подгузов.

Минэкономразвития предлагает ликвидировать ФСТ, вывести регуляторные функции из компетенции отраслевых министерств, а за ФАС оставить только антимонопольный контроль, контроль за закупками госмонополий и развитие конкуренции в отраслях, говорится в презентации Минэкономразвития (есть у «Ведомостей»). Слияние ФАС и ФСТ не предполагается, уверяет представитель Минэкономразвития, поручение изучить такой вариант в 2013 г. давал Шувалов.

Минэкономразвития предлагает, чтобы единый регулятор устанавливал тарифы госмонополий и контролировал их применение, утверждал инвестпрограммы, обеспечивал инвестиционную привлекательность. Главное – максимальная открытость регулирования, говорится в презентации Минэкономразвития: это устранит конфликт между наращиванием капитализации естественных монополий и защитой интересов потребителей.

Сейчас и так слишком много директивного регулирования, смысла в едином регуляторе нет, считает партнер ФБК Игорь Николаев, тарифы останутся теми же, единый регулятор никак не сможет поменять систему их формирования. На то же обстоятельство обращает внимание Павел Кудюкин из Высшей школы экономики.

Нужно заботиться не столько об укреплении монополий, сколько уменьшать их роль, говорит директор Института модернизации государственного и муниципального управления Владимир Южаков: создание единого органа приведет только к укреплению монополий и будет препятствовать развитию рыночных отношений.

Минэкономразвития предлагает отдать полномочия в единый орган и подчинить его себе, говорит старший научный сотрудник РАНХиГС Вадим Новиков: первая идея разумна, она создаст переход к комплексному регулированию, а вторая опасна – будет конфликт интересов. За ФАС должны быть сохранены внешние контролирующие функции, уверен он, а на снижение тарифной нагрузки, на рост конкуренции и эффективности монополий создание единого органа никак не повлияет. Эффективность монополий зависит не от органа, а от общегосударственной политики, согласен Кудюкин.

Минэкономразвития оценивает долю тарифов в ценах на товары в 100 млрд руб. в год. Повышение тарифов – основной источник средств для инвестпрограмм, из-за этого бесконтрольно растет тарифная нагрузка на экономику.

По инициативе Минэкономразвития осенью 2013 г. на год тарифы естественных монополий были заморожены, это существенно замедлило инфляцию в 2014 г., признавали экономисты.

В 2015 г. индексация тарифов на грузовые и пассажирские перевозки РЖД составляет 10%, тарифы на электроэнергию с 1 июля 2015 г. вырастут на 8,5%, коммунальные услуги подорожают на 8,7%, сообщает ТАСС.

По данным Минэкономразвития, с 2007 по 2014 г. железнодорожные тарифы увеличились на 91,9%, газ для населения подорожал на 211,4%, для промышленности – на 177,6%, электроэнергия для населения – на 109,1%, для промышленности – на 127,2 %.

Сейчас в связи с кризисом наметилась тенденция укрупнения федеральных органов, признает Южаков: говорили о слиянии Федеральной таможенной и налоговой служб; появится единый орган для поддержки малого и среднего бизнеса на базе «МСП банка» и Агентства кредитных гарантий (АКГ); на базе АИЖК и Фонда жилищного строительства создана «Национальная жилищная корпорация» (НЖК). Но от логики разделения функций, когда министерства определяют правила, а службы следят за их соблюдением, никто не отказался, уверен Южаков.

Представитель ФАС отказался от комментариев. Предложение о создании единого межотраслевого регуляторного органа в распоряжение ФСТ не поступало, сказал его представитель. Минтранс и Минэнерго не ответили на запрос «Ведомостей». Газпром и РЖД отказались комментировать предложения Минэкономразвития.