Правительство поддержало предложения Минфина по сокращению индексации социальных расходов

Но решение еще окончательно не принято, утверждают оппоненты
Все интересы России укладываются в бюджет, объяснил правительству министр финансов Антон Силуанов/ Дмитрий Астахов/ РИА Новости

Выплаты и пенсионерам, и бюджетникам существенно росли в течение последних 10 лет, указывает Владимир Тихомиров из ФГ БКС, после такого роста провести их сокращение политически проще: «Это будет неприятной, но очень малой платой за 10 лет роста доходов». Правительство оказалось перед дилеммой, констатирует он: либо подорвать долгосрочную финансовую стабильность, расходуя резервы и увеличивая госдолг, либо попытаться эту стабильность сохранить – но за счет населения.

Вчера правительство одобрило основные характеристики федерального бюджета на 2016–2018 гг., поддержав предложения Минфина по сокращению индексации социальных расходов, сообщил министр финансов Антон Силуанов по итогам заседания правительства: «Решение поддержано, в этом решении содержится предложение и об индексации». Однако социальный вице-премьер Ольга Голодец тут же назвала заявления министра о сокращении индексации «не соответствующими действительности»: по ее словам, этот вопрос будет обсуждаться правительством отдельно на следующей неделе и социальный блок продолжит настаивать на индексации в полном объеме.

В ситуации почти двукратного снижения цены нефти Минфин предложил правительству выбор: профинансировать все расходы в соответствии с прежними планами и уже через год остаться без резервов; пойти на масштабный секвестр всех расходов, кроме социальных и защищенных; или обойтись без секвестра, возобновить с 2018 г. пополнение резервного фонда, который к тому времени будет почти исчерпан, но при этом снизить индексацию соцрасходов и продлить сокращенное финансирование госпрограмм. Последний вариант и одобрило вчера правительство.

Чиновники поняли это по-разному. Представитель финансово-экономического блока говорит, что утвержденные параметры бюджета действительны только при условии сокращения индексации. Параметры приняты за основу, но была подтверждена договоренность, что вопрос индексации будет обсуждаться отдельно, возражает высокопоставленный чиновник социального блока.

«Работа над бюджетом продолжается», – прокомментировала разночтения пресс-секретарь премьера Наталья Тимакова: одобрены основные подходы, это не значит, что изменения невозможны, а вопрос об индексации – один из самых сложных, добавляет она.

Если принять предложение Минфина, то в ближайшие три года реальный рост пенсий впервые за 15 лет будет ниже инфляции (см. график).

Впереди обсуждение расходов и по каждой из госпрограмм, а учитывая, что в прошлом году они и так были существенно порезаны, вряд ли новая оптимизация пройдет легко, начнется торг и предложения Минфина могут не устоять в нынешнем виде, считает федеральный чиновник.

Полный размер индексации, на котором настаивает социальный блок, – повышение пенсий на 11,9, 7 и 8,4% в 2016, 2017 и 2018 гг. соответственно: на уровень инфляции, прогнозируемый Минэкономразвития. Это требует дополнительных 3,1 трлн руб. (с учетом прочих соц­выплат – 3,5 трлн; см. таблицу). Минфин предложил индексировать пенсии и соцвыплаты на инфляцию, предусмотренную прошлогодним законом о бюджете на 2015–2017 гг.: на 5,5% в 2016 г., на 4,5% в 2017 г., а в 2018 г. – на уровень целевой инфляции 4%. Это позволит сократить прирост социальных расходов на 2,5 трлн руб., львиная доля экономии – 2,1 трлн руб. – за счет пенсионного обеспечения. Если оставить индексацию в прежнем размере, потребуется сократить прочие расходы в 2016 г. на 7,6%, в 2017 г. – на 13,7%, в 2018 г. – на 19,7%, следует из материалов Минфина.

В экономии учтены также пропуск индексации материнского капитала на все три года, повышение пенсионного возраста госслужащим до 65 лет, медицинское страхование неработающих граждан за их счет, отказ от ежегодного повышения денежного довольствия, применяемого для расчета пенсий военным, пропуск индексации зарплат госслужащих и сокращение их численности на 10%. Вторая статья экономии – 2,4 трлн руб. на госпрограммах, 10%-ное сокращение которых Минфин предлагает продлить еще на три года. Проект бюджета предусматривает оптимизацию и оборонных расходов, но «несколько меньше», чем на 10%, сообщил Силуанов.

Даже в этом случае бюджет сохранит существенный дефицит, для финансирования которого требуется не только почти израсходовать резервный фонд, но и ежегодно занимать 1–1,5 трлн руб. на рынке. Однако это позволяет оставить к 2018 г. порядка 0,5 трлн руб. резервов и начать их пополнять при прогнозной цене нефти в $70/барр.

Вопрос индексации социальных выплат – ключевой при подготовке бюджета на следующую трехлетку. Рост доходов Пенсионного фонда (ПФР) в расчете на одного пенсионера в 2015 г. – всего 1,7%, а пенсии были проиндексированы на 11,4% – на уровень фактической инфляции прошлого года. Реальные зарплаты падают, в 2016 г. их рост будет почти нулевым – с учетом этого нельзя разгонять социальные выплаты, это приведет к разбалансировке бюджета ПФР и раскручиванию инфляционной спирали, заявил Силуанов: «Бюджет должен решать не только проблемы сегодняшнего и завтрашнего дня, но и учитывать последствия сегодняшних решений».

Минфин считает свое предложение компромиссом: финансирование социальных обязательств не просто сохраняется в полном объеме, но и увеличивается ежегодно. Просто увеличение должно быть адекватно новым реалиям и возможностям бюджета, объяснял чиновник Минфина. Цены на нефть вернулись на уровень 2006 г. – все остальное должно соответствовать, говорится в материалах Минфина (есть у «Ведомостей»). Сокращение темпов роста социальной нагрузки бюджета поможет изменению и структуры экономики, считает Силуанов: перераспределение непроизводительных расходов в пользу инвестиционных – необходимое условие для экономического роста. Рост зарплат и доходов населения, опережающий рост производительности труда, в Минфине считают основной причиной спада инвестиций, торможения экономики и препятствием для ее роста. За 2006–2015 гг. производительность, по его расчетам, выросла на 18%, реальные зарплаты – на 46%, социальные расходы бюджета в соотношении к ВВП – на две трети. Призывая сократить прирост соцрасходов, Минфин фактически предлагает отказаться от прежней модели экономического роста, основанной на потреблении и «сломавшейся» из-за остановки роста цен на нефть, на котором эта модель и основывалась.

Планирование Минфина всегда консервативно: при сохранении до конца года текущих цен на нефть бюджет получит на 1,2 трлн руб. доходов больше и, соответственно, сэкономит резервы, подсчитал Андрей Чернявский из Центра развития ВШЭ. Если правительство сохранит аккуратный подход к расходам, а конъюнктура существенно не ухудшится, то уже в 2016 г. бюджет может стать бездефицитным, считает Тихомиров. Но это вряд ли приведет к отказу от умеренной индексации социальных выплат, продолжает он: консервативная фискальная политика всегда высоко оценивалась рынком и главной задачей останется наращивание резервного фонда, а не увеличение расходов.