Алексей Кудрин предложил активнее привлекать граждан к распределению местных бюджетов
Если механизм будет развиваться, то экономия будет значительной
Эксперты Комитета гражданских инициатив (КГИ) и Научно-исследовательского финансового института Минфина изучили, как в России используется механизм участия граждан в отборе и финансировании местных строек.
Есть разные способы работы механизма. Объекты, финансируемые из местного и регионального бюджетов, могут быть отобраны инициативными группами местных жителей или на их сходах. С 2007 г. жители 15 регионов отобрали свыше 3000 объектов стоимостью 1,5 млрд руб. В 80% случаев население соглашается само софинансировать стройку и принимает решение о самообложении, рассказывает губернатор Кировской области Никита Белых. «Часто на решение отдельных проблем люди готовы давать деньги из собственного кармана, причем чем бедней регион, тем больше готовы, потому что острей чувствуют их», – замечает руководитель программы поддержки местных инициатив Всемирного банка (ВБ) Иван Шульга. В программе, запущенной ВБ в 2007 г., участвуют восемь регионов. При поддержке ВБ было профинансировано за последние два года 300 проектов на 500 млн руб.: по 16% средств было предоставлено гражданами и муниципалитетами. Большинство отобранных объектов – социальная и коммунальная инфраструктура в сельской местности и малых городах: отремонтировано 450 дорог, 350 объектов водоснабжения, реконструировано 150 домов культуры, ими пользуется миллион человек ежегодно, говорится в материалах банка.
Люди отбирают проекты, которые им действительно нужны, растет эффективность расходов, благодаря этому и софинансированию со стороны регионов местные бюджеты экономят 20–30% затрат на стройки, говорит председатель КГИ, бывший министр финансов Алексей Кудрин. Если механизм будет развиваться, то экономия будет значительной – расходы бюджетов муниципалитетов в этом году превысили 3,5 трлн руб., отмечает он.
Кроме бюджетного эффекта есть еще и социальный, замечает руководитель Центра инициативного бюджетирования НИФИ Владимир Вагин: решение «незаметных» насущных проблем, формирование горизонтальных связей и, неожиданно, повышение доверия к местной власти. По этим программам граждане управляют 0,5–1% от местных бюджетов, говорит ректор Европейского университета (запустил свою программу инициативного бюджетирования в девяти городах трех регионов) Олег Хархордин: «Дайте возможность управлять не горлопанам, и вы увидите эффективность этого канала для власти и граждан».
Как в Бразилии
Если система выборов не дает возможности влиять на представительские органы власти, то этот механизм позволяет хотя бы контролировать их, замечает руководитель Центра развития Высшей школы экономики Наталья Акиндинова: «Это хорошая идея для повышения активности и сознательности налогоплательщиков, граждане более четко смогут понимать, как тратятся деньги». Путь к гражданскому обществу идет через меркантильные интересы граждан, подтверждает губернатор Кировской области Никита Белых. Его область среди участников программы ВБ, в прошлом году регион софинансировал проекты четырех муниципалитетов, в 2015 г. – уже семи.
Пока развитие инициативного бюджетирования зависит от губернаторов и глав районов, их готовности делиться полномочиями, говорит Кудрин. Сейчас общественная дискуссия не влияет на принимаемые решения – в отличие от лоббистов, замечает Александра Суслина из Экономической экспертной группы.
Вагин предлагает принять отдельный законопроект, регулирующий нормы инициативного бюджетирования и устанавливающий контроль за исполнением: «Как это сделали в Пермской области». «Пока лишь написали», – рассказал представитель законодательного органа Пермской области: в законопроекте определены полномочия области и муниципалитетов по финансированию и условия допуска граждан к отбору проекта.
Специальный закон может стать хорошим инструментом борьбы с клиническим нежеланием граждан участвовать в общественной жизни, но важно, чтобы идея не была извращена в ходе принятия закона, замечает Акиндинова. Иначе будет как с общественными советами, «где по заслугам сидят, а не по компетенции», опасается Белых. В теории участие граждан в бюджетном процессе полезно, говорит Суслина, но если не будет определен механизм выборности участников инициативных групп, то возникнет новое поле для коррупции.
