Минэкономразвития предлагает расширить применение контрактов жизненного цикла

Механизм непрозрачен и может повысить цены, полагает ФАС
ФАС беспокоится, что если закупать так элементы обустройства дорог (светофоры, дорожные знаки, парковки), то их можно будет объединять в один лот, что снизит конкуренцию на торгах/ А. Гордеев/ Ведомости

Расширить применение контрактов жизненного цикла (см. врез), которые включают не только покупку товара или услуги, но и обслуживание в течение всего срока эксплуатации, правительство просят уже больше года (копии писем есть у «Ведомостей»): губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев – для госзакупок в медицине, образовании и спорте, вице-губернатор Санкт-Петербурга Ольга Казанская – для высокотехнологической медицинской техники, губернатор Московской области Андрей Воробьев – для обслуживания дорог. У госзаказчиков контракты жизненного цикла не пользуются популярностью, показал опрос Высшей школы экономики: самым непонятным нововведением их назвали 25,9%, и большинство сказало, что не применяет его. Москва по госзаказу не заключила ни одного контракта жизненного цикла, говорит руководитель городской контрактной службы Василий Жуков.

Концессии могут вполне заменить эти контракты, говорит гендиректор Центра размещения госзаказа Александр Строганов: долгосрочные контракты теряют популярность, можно вспомнить несостоявшийся конкурс на участок трассы Москва – Санкт-Петербург. Мало кто захочет фиксировать цену на долгий срок, кроме того, сложно получить долгосрочные банковские гарантии, рассуждает Строганов. У госзаказа много ограничений, и самая подходящая схема для социальной инфраструктуры – государственно-частное партнерство, считает проектный менеджер Газпромбанка Иван Потехин, в том числе концессии.

Минэкономразвития предлагает проект постановления правительства, распространяющий контракты жизненного цикла на проектирование, строительство и поставку оборудования в здравоохранении, спорте, культуре, при благоустройстве автодорог и для военнослужащих (копия письма есть у «Ведомостей»). Заключать их будут, как правило, на 10 лет и более, знает представитель министерства.

Против – Федеральная антимонопольная служба (ФАС): к примеру, если закупать так элементы обустройства дорог (светофоры, дорожные знаки, парковки, тротуары), то их можно будет объединять в один лот, что снизит конкуренцию на торгах. Для объектов здравоохранения нет определения в законах, по контракту жизненного цикла можно будет строить любые объекты, беспокоится ФАС.

Кому позволено

Заключать контракты жизненного цикла можно на строительство автодорог, портов, аэродромов, объектов ЖКХ, метрополитена, железнодорожной инфраструктуры, покупку морских и воздушных судов, электротранспорта.

Счетная палата указала, что в законе о госзакупках нет понятия «контракт жизненного цикла», говорит представитель палаты. Минфин предсказывал, что цена таких контрактов может быть завышена.

Концессия подразумевают окупаемость, а по контрактам жизненного цикла полностью платит государство, объясняет директор департамента Минэкономразвития Максим Чемерисов. В зарубежной практике именно такие контракты используют для низкорентабельных проектов, говорится в пояснительной записке.

Госзаказ предполагает банковское финансирование, когда все риски берет на себя генеральный подрядчик, что в текущей экономической ситуации сильно сужает круг инвесторов, замечает Потехин. Чемерисов отвечает, что поэтому Минэкономразвития и предложило иные требования к банковской гарантии по долгосрочным контрактам: не на весь срок, а по аналогии с трехлетним бюджетом – с подтверждением каждый год на текущий и следующие два.

Контракты жизненного цикла нужны, говорит Жуков: томографы или лифты можно было бы закупать с обслуживанием, как это делается во всем мире.