Дорожные карты уже не помогут расти в Doing Business

Новые карты не нужны, признали чиновники, теперь важнее следить за правоприменением
Карты хороши на бумаге/ С. Николаев/ Ведомости

Дорожные карты снижения административных барьеров в прежнем формате исчерпали себя, признал помощник президента Андрей Белоусов на конференции «100 шагов к благоприятному инвестиционному климату», организованной «Ведомостями». Некоторые дорожные карты Агентства стратегических инициатив (АСИ), по мнению Белоусова, «продолжать не имеет смысла». Например, расширением доступа к закупкам госкомпаний займется Корпорация развития малого и среднего бизнеса. Другие карты необходимо завершить, считает Белоусов.

Степень реализации карт разная – от 47 до 100% (см. график). Выполнение 11 карт свелось к написанию законов – принято 408 нормативных акта. Около 90 не приняты в срок и еще порядка 100 предстоит одобрить. Надо доделать, а «новых не начинать», сказал Белоусов. Дорожные карты не нужно «плодить», следует довести до конца то, что было начато, поддержал замминистра экономического развития Станислав Воскресенский. Более актуальным становится контроль за правоприменением, считает Белоусов.

Пока бизнес и чиновники продолжают обсуждать новые карты. Практику надо сохранить, говорит министр по вопросам открытого правительства Михаил Абызов, некоторые карты, правда, нужно пересмотреть, потому что они реализованы недостаточно хорошо, например по развитию конкуренции. Он предлагает принять карту для обновления обязательных требований контрольно-надзорных органов. Карты хороши на бумаге, но на практике они помогли добиться немногого, заявил председатель «Деловой России» Алексей Репик. Можно гордиться хорошим нормативно-правовым актом, но потом выясняется, что либо нормативно-правовая база неполная, либо правоприменители на нее наплевали, резюмировал руководитель рабочей группы по карте «Конкуренция» Андрей Шаронов.

Выполнение дорожных карт помогло России подняться в рейтинге Doing Business со 120-го на 51-е место с 2012 г., но второго такого скачка за счет них не добиться, говорит чиновник. «Сейчас главное – правоприменение: нужно оперативно реагировать на ситуацию, внося изменения; а пока внесешь изменения в карту, потонешь в согласовании», – поясняет чиновник, близкий к Белоусову, хотя новые карты возможны. В любом случае окончательное решение будет принимать премьер-министр, подчеркивает чиновник, не исключено, что он поддержит продолжение карт. Судьба карт решится после совещания у Дмитрия Медведева 30 ноября и после наблюдательного совета АСИ, говорит директор направления «Новый бизнес» АСИ Артем Аветисян.

Чтобы контролировать исполнение законов, принятых по дорожным картам, будет создана специальная комиссия, рассказал федеральный чиновник. По словам одного из чиновников, комиссия будет создана при первом вице-премьере Игоре Шувалове. Его представитель не слышал об этом. Это трудоемкая работа, на которой не набрать политических очков, поясняет федеральный чиновник. Все перекидывают сейчас эти карты как горячую картошку – понимают, что ими надо заниматься, но тихо и постепенно, не привлекая внимания, заключает собеседник «Ведомостей».