Украина привыкает жить, не торгуя с Россией

Украинские производители находят новые рынки сбыта в ЕС и Азии
Сельскохозяйственная продукция стала основной статьей украинского экспорта/ AP

Объем торговли между Украиной и Россией за первые девять месяцев этого года сократился вдвое по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Ситуация может ухудшиться еще больше, поскольку Россия грозит повысить импортные пошлины и отменить все преференции для украинских товаров, если с нового года, как и запланировано, начнет действовать экономическая часть соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским союзом.

Защита от Украины

Алексей Улюкаев (18 ноября): «С высокой степенью вероятности нам придется в одностороннем порядке защищать свой рынок от неконтролируемого доступа товаров через таможенную территорию Украины, товаров из третьих стран, прежде всего из стран Европейского союза. Эта защита будет идти прежде всего по линии введения режима наибольшего благоприятствования. Оснований для того, чтобы сохранять нулевую ставку таможенного тарифа с Украиной, в такой ситуации мы иметь не будем».

Недавно министр экономики России Алексей Улюкаев назвал это соглашение абсолютно неприемлемым для России и объявил о введении с 1 января продовольственного эмбарго в отношении Украины. Заявление было сделано несмотря на длившиеся год трехсторонние переговоры, которые были начаты по настоянию Москвы, опасавшейся, что европейские товары будут беспошлинно поставляться в Россию.

Канцлер Германии Ангела Меркель призывала Еврокомиссию сделать все возможное, чтобы снять опасения Москвы и тем самым не дать президенту Владимиру Путину повод оказать дополнительное давление на Украину. Однако европейские чиновники считают: вне зависимости от того, какие практические вопросы обсуждаются на переговорах, ответ России в конечном счете будет политическим. Министр экономики Украины Айварас Абромавичюс называет Россию «непредсказуемым торговым партнером», напоминая, как она вводила политически мотивированные запреты на поставки самых разных товаров – от польских яблок до балтийских молочных продуктов и грузинского вина.

Однако если Россия приведет в действие свои угрозы, последствия для Украины будут смягчены масштабными изменениями во внешней торговле, произошедшими в последнее время. В 2012 г. на Россию приходилась четверть украинского экспорта и треть – импорта, но с тех пор ее доля в торговом обороте сократилась более чем вдвое, указывает Абромавичюс. Хотя совокупный экспорт из переживающей рецессию Украины резко сократился в этом году, доля поставок в ЕС выросла с менее 25% в 2012 г. до почти 35% в первые семь месяцев этого года. Поставки в Китай за тот же период увеличились с 5% до 8%.

Доля в совокупном экспорте Украины, %*

/ * сумма за последние 12 месяцев / Источник: Thomson Reuters Datastream

Импорт из России газа, который долгие годы был главной статьей торговли между странами, упал до минимума – не только из-за экономического спада на Украине и споров по поводу оплаты, но и благодаря предпринятым Киевом мерам, таким как повышение энергоэффективности и диверсификация поставок газа. «Способность России доставлять Украине экономические проблемы снижается, – говорит Абромавичюс. – Мы пережили наихудшие последствия экономических атак со стороны России. Это было невероятно трудно, но мы выжили и теперь ориентируемся на новые возможности на новых рынках».

Российские торговые ограничения сильнее всего ударили по машиностроительным предприятиям, расположенным в основном на востоке Украины. Но компании других секторов, прежде всего производители сырья и продуктов питания, в частности, птицеводы, находят новые рынки. Если раньше крупнейшей статьей украинского экспорта была сталь, то теперь ею стала сельскохозяйственная продукция. «Нам все время говорили, что мы не выживем без России и таможенного союза, – говорит министр сельского хозяйства Украины Алексей Павленко. – Но в Россию сейчас идет лишь 2% нашего сельскохозяйственного экспорта. Мы компенсировали [спад на этом направлении] выходом на новые рынки». Именно продукция агропрома помогла увеличить долю экспортных поставок в Азию (включая Китай) до более чем 35%.

Украина «превратила проблему в благоприятную возможность», говорит Абромавичюс.

Хотя в этом году экономический спад, как ожидается, составит 9%, появились признаки того, что дно достигнуто; в III квартале ВВП вырос на 0,7% по сравнению с предыдущим кварталом. В следующем году правительство рассчитывает на 2%-ный рост, хотя торговые ограничения со стороны России все-таки могут создать украинской экономике дополнительные проблемы, еще больше подорвав популярность правительства и создав проблемы обычным гражданам.

Реальный рост ВВП Украины

% в годовом выражении

/ Данные за 2015 и 2016 гг. – прогноз МВФ / Источник: МВФ

В киевском аэропорту «Борисполь» предприниматель Тимур, регулярно ездящий из одной страны в другую, жалуется на прекращение авиасообщения и называет себя одним из «простых людей», пытающихся вести бизнес между двумя странами: «Раньше мы платили около $50 в одну сторону за прямой перелет в Петербург. Теперь я плачу $200 [за полет через Минск]».

«Раньше мы были друзьями, а теперь стали врагами, – говорит он о России и Украине. – Как обычно, во всем виноваты политики. Может, они одумаются».

Перевел Михаил Оверченко