Опрос рынка: юристы привыкают к проблемам

Чего ждут международные и российские юрфирмы
Денег на юридическом рынке немного и за них приходится бороться/ Е. Разумный/ Ведомости

«Ведомости» опросили международные и российские юрфирмы разного калибра об их финансовых показателях и прогнозах. Деньги любят тишину, и юридический рынок – не исключение, о своих деньгах юристы говорят с разной степенью откровенности. Но в целом руководители фирм привыкли к трудным годам, хотя некоторые отмечают рост заказов. Главное, чтобы не стало хуже, думают юристы.

Дмитрий Добаткин, старший партнер Linklaters

За последние два года рынок юридических услуг, оказываемых ILF, по моим оценкам, сократился примерно на 30%, при этом сокращение началось еще до украинского кризиса в связи с общим замедлением российской экономики в 2013 г.

Последние полгода несколько неожиданно оказались существенно более продуктивными, чем предыдущие полтора года. Офис загружен практически на докризисном уровне и примерно на 30–40% больше, чем в кризисные месяцы 2014 г. Объем работы увеличился по широкому спектру продуктов, включая М&А, проектное финансирование, рынки капитала, банковское рефинансирование и реструктуризацию задолженности, – по всем основным направлениям нашей практики, за исключением сделок на рынке коммерческой недвижимости, который пока остается подавленным. Я связываю это с тем, что ближе к концу весны 2015 г. у бизнеса возникло ощущение определенности (как в связи с некоторой стабилизацией геополитической ситуации и снижением риска расширения санкций, так и в результате финансовой стабилизации в российской экономике). Это позволило экономическим агентам возобновить средне- и долгосрочное планирование. Существенно выросло количество сделок M&A, поскольку на низко оцененные активы появились покупатели. Выросла активность на рынках долгового капитала, включая сделки по выкупу эмитентами собственных облигаций, изменению условий обращающихся бумаг, реструктуризации долга, а также по привлечению нового долга (в том числе успешные выпуски облигаций «Норильского никеля» и «Газпрома» осенью этого года). Продолжается работа по проектному финансированию крупных нефтегазовых, нефтехимических и инфраструктурных проектов.

Алена Кучер, партнер Debevoise & Plimton

Финансовые показатели в 2015 и 2016 гг. представляются в целом такими же, что и в 2014 и 2013 гг. Несколько меньше становится проектов по M&A, в области ценных бумаг и рынков капитала.

Заметно растет число проектов в сферах разрешения споров, регуляторных вопросов, реструктуризации кредитов, в связи с санкциями. В результате снижения рыночной капитализации собственники публичных компаний рассматривают возможность преобразования их в частные – и возникают проекты, связанные с выкупом акций, а также обязательными и добровольными предложениями. Если в период экономического роста мы помогали компаниям разместиться на международных фондовых рынках, то в период экономического спада и санкций помогаем вернуться на российский рынок.

Виктория Борткевича, руководитель филиала Clifford Chance

Показатели стабильны и лучше прогноза. В 2016 г. компания рассчитывает сохранить позиции.

Флориан Шнайдер, управляющий партнер московского офиса Dentons

Объем услуг, оказываемых юрфирмами, заметно сократился, но финансовые показатели 2015 г. соответствуют прогнозу фирмы на этот год. В следующем году надеемся увеличить долю рынка и свои финансовые показатели.

Константин Лузиньян-Рижинашвили, управляющий партнер по России и СНГ DLA Piper

По сравнению с прошлым годом выручка в долларах сократилась примерно на 12%, а в рублях увеличилась более чем на 50%. Выручка на партнера и на юриста выросла в долларах на 5%, а в рублях – на 80%. Драматического падения прибыли не произошло благодаря сокращению административных расходов и оптимизации структуры.

Андрей Гольцблат, управляющий партнер Goltsblat BLP

В 2014–2015 гг. выручка увеличилась на 34%, выручка на партнера – на 13%, на юриста – на 19%. По нашим прогнозам, в 2015–2016 гг. выручка должна увеличиться на 25%, выручка на юриста – на 24%, а на партнера – почти удвоиться. Выручка практики разрешения споров выросла на 32%, недвижимости – на 56%, налоговой – также на 56%, банковской и финансовой – на 45%, антимонопольной – на 54%, коммерческой – на 74%.

Дмитрий Афанасьев, председатель комитета партнеров «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры»

Пока в 2015 г. результаты не хуже, чем в прошлом. Выручка выросла даже в непопулярном сейчас сегменте корпоративных сделок. Рост показывают судебная и регулятивная практики, увеличилось количество поручений от государства по защите национальных интересов.

Андрей Яковлев, управляющий партнер «Яковлев и партнеры»

В 2014 г. выручка составила около 750 млн руб., в 2015 г. будет выше. Прогноз на 2016 г. позитивный, особенно в отношении сопровождения процедур банкротства и связанных с ними судов. Санация банковской сферы будет продолжаться, и фирма рассчитывает на сохранение темпов роста заказов в этом секторе.

Сергей Пепеляев, управляющий партнер «Пепеляев групп»

Финансовая реальность 2015 г. оказалась даже чуть лучше наших прогнозов. Рассчитываем на 10–12%-ный рост выручки в 2015 г. и более динамичный рост в 2016 г., если ничего критичного на мировых рынках не произойдет.

Евгений Жилин, управляющий партнер «Юст»

В 2015 г. выручка увеличится в рублях примерно на 30–40%, в долларах сократится примерно на 10–15%. Прогноз на 2016 г. – рост выручки на 15–20%. Выручка на партнера и на юриста будет практически соответствовать этим значениям (возможно, чуть меньше вырастет выручка на юриста в связи с увеличением количества юристов).

Андрей Корельский, управляющий партнер «Корельский, Ищук, Астафьев и партнеры»

Выручка в 2015 г. примерно на уровне 2014 г. Позитивный прогноз на 2016 г. – рост на 15–20%, негативный – сохранение такой же выручки, как в этом и прошлом годах. 2015 год стал отрезвляющим для многих игроков юридического рынка, который последние годы показывал стабильный рост, особенно для тех, кто делал ставку на инвестиционные направления консалтинга, M&A, банкинг, рынки капитала и другие не судебные практики. Падение этих направлений на 50 и более процентов ограничило количество предложений на рынке, а конкуренция за сделки существенно усилилась. Судебной работы, банкротных процедур и прочих антикризисных продуктов стало больше, инвестиционных консалтинговых услуг – меньше. Поддерживает валютная выручка от иностранных клиентов, которая в какой-то мере компенсирует демпинг на внутреннем рынке. Уверены, что в 2016–2017 гг. рынок начнет восстанавливаться.

Александр Некторов, партнер «Некторов, Савельев и партнеры»

По итогам 2015 г. выручка в рублях вырастет минимум на 30%, а может, и больше. В валюте все не так радужно. На 2016 год смотрю с осторожным оптимизмом. Надеюсь, что он позволит российским фирмам увеличить число клиентов, которые отказываются от иностранных юрфирм. Неизбежно растут расходы (это связано с общим повышением цен, а также курсами валют). Стараемся выставлять счета в привязке к долларам. Для многих клиентов пришлось сохранить старые рублевые цены на прежних уровнях. То есть в долларах мы стали зарабатывать почти в 2 раза меньше по этим клиентам.

Артем Кукин, управляющий партнер «Инфралекса»

«Инфралекс» создан в 2014 г. В 2015 г. выручка в рублях выросла примерно на 30%, причем не только из-за изменения курса (ставки привязаны к евро), но и благодаря увеличению числа клиентов и проектов. Выручка в иностранной валюте падает из-за сокращения иностранной клиентуры.