Статья опубликована в № 3970 от 30.11.2015 под заголовком: Обязательная закупка

Минэкономразвития предлагает лишить госкомпании права на ошибку

Систему их заказа ждет реформа: останется всего пять способов закупок
  • Екатерина Мереминская

Разрешить госкомпаниям использовать только пять способов закупок предлагает Минэкономразвития в поправках в закон о закупках госкомпаний (есть у «Ведомостей»): либо конкурентные способы (конкурс, аукцион, запрос котировок и предложений), либо закупка у единственного поставщика. Пока на официальном сайте можно найти более 3400 способов закупок, пишет Минэкономразвития.

Поправки подготовлены ко второму чтению проекта. Предыдущий вариант, одобренный Госдумой в первом чтении в сентябре, был мягче – ограничивались только закупки до 200 млн руб. Документ внесен в правительство 25 ноября, подтверждает представитель Минэкономразвития, второе чтение ожидается в декабре. ФАС согласовала документ, поправки учитывают предложения из стандарта закупочной деятельности ФАС, отмечает представитель антимонопольной службы.

Сколько останется электронных торговых площадок, не ясно. Правительство установит правила отбора. Сейчас их больше 150, первый вице-премьер Игорь Шувалов говорил, что должно остаться 3–5.

Новые правила вводятся и для частных компаний, участвующих в инвестпроектах с госфинансированием (от 10 млрд руб., от 10% бюджетного финансирования). Им придется согласовывать часть своих закупок с координационным органом при правительстве. Список товаров и цену, начиная с которой надо их согласовывать, определят позже.

Госкомпании, которые не будут соблюдать квоту закупок у малого и среднего бизнеса, предложено переводить на правила более строгого закона о госзакупках (например, они лишаются возможности самим разрабатывать свои положения о закупках). Госкомпании должны отдавать 18% от всех закупок малому и среднему бизнесу, госзаказчики – 15%, но только малому.

Три дня на публикацию

Через три дня после заключения договора он должен быть опубликован в реестре. Изменения тоже публикуются. Исключения – закупка до 100 000 руб. или до 500 000 руб., если годовая выручка заказчика более 5 млрд руб., а также гостайна, аварии, чрезвычайные ситуации, необходимость срочного медицинского вмешательства.

Госкомпании лишаются права на ошибку – на отказ от договора, отмечает куратор рабочей группы по закупкам Экспертного совета при правительстве Георгий Сухадольский. Им придется заключать договор по итогам не только любого конкурса, но и вообще любой объявленной конкурентной процедуры – это основное ужесточение новой редакции поправок, говорит он. Менять условия договора можно будет, если обе стороны согласятся снизить цену, не сокращая поставок, улучшить качество товара, закупить больше или меньше (цена меняется не более чем на 20%).

Вы задумали делать ремонт, но вдруг понимаете, что денег у вас в ближайшее время не будет – ремонт надо отложить, а вам не разрешают, иллюстрирует Сухадольский. Бывает, что заказчик отказывается заключать контракт, потому что его не устраивает победитель, а через месяц объявляет точно такой же конкурс, считает директор департамента по закупочной деятельности «Россетей» Юрий Зафесов, такое можно запрещать, но в другой формулировке, например, условия повторного конкурса должны отличаться от первого. Иначе компании будут просто терять время, объясняет он: «Мы проводим конкурсы заранее, чтобы сэкономить пару месяцев – в конце года проводятся конкурсы на следующий, а договоры заключаем, когда утверждается инвестпрограмма».

Расплатиться с поставщиком компания сможет по проекту только после того, как опубликует договор в реестре (см. врез). Важно, чтобы в реестре публиковался фактически заключенный договор – торги могут объявляться на одних условиях, а договор с поставщиком заключаться совсем на других, говорит директор департамента Минэкономразвития Максим Чемерисов. Это широко распространенное злоупотребление, поэтому реестр договоров – один из ключевых элементов закупочной системы, говорит он. Анализ такого реестра договоров покажет, насколько эффективны закупки госкомпаний, все ли договоры удалось выполнить и кто их выполнял, не пришли ли на торги компании, которые умеют только заполнять заявки, а потом переуступают заказ за комиссию, признает представитель «Росатома».

Компании не спешат публиковать окончательные варианты договоров – стоимость опубликованных закупок вдвое выше стоимости договоров в реестре, говорится в мониторинге Минэкономразвития, у «Роснефти» только каждый пятый договор включен в реестр договоров. «Роснефть» не комментирует эти данные. В некоторых компаниях уже есть специальные сотрудники, которые занимаются только тем, что вносят информацию о договорах в реестр, говорит Зафесов. Это требование добавит всем работы, считает он. Здесь не осталось места для коммерческой тайны, отмечает Сухадольский.

Если на всех надеть одинаковую одежду и заставить ходить строем, это упростит контроль, но не даст компаниям оперативно реагировать на изменение экономической ситуации, говорит Сухадольский. Ограничения приведут к тому, что компании будут оформлять все закупки как чрезвычайные ситуации, полагает сотрудник одной из компаний.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать