Плохие активы ВЭБа могут быть переданы государству и запечатаны в ЗПИФ

Государство не решает проблему, а откладывает ее решение, говорят эксперты
Государство может дать зеленый свет для переупаковки плохих активов ВЭБа/ М. Стулов/ Ведомости

Судьба ВЭБа, которому нужна помощь государства для обслуживания внешнего долга, может решиться на совещании в эту пятницу, рассказывают чиновники. Обсуждаются разные варианты поддержки, но многие участники совещаний сходятся в одном: ВЭБ должен передать государству плохие активы. Вопрос – как технически это сделать.

Одна из идей – запаковать их в закрытый паевой инвестиционный фонд (ЗПИФ), паи которого выкупит Росимущество, рассказали два федеральных чиновника. Такой вариант обсуждается, подтверждает чиновник, близкий к Росимуществу, но есть и другие и еще непонятно, какие активы перейдут Росимуществу – безнадежные или работающие. От этого зависит и форма, добавляет он: в принципе, технически можно передать напрямую государству и кредиты. Но государству не следует брать на себя права требования, считает другой чиновник, объясняя возникновение варианта с ЗПИФом. Непрозрачная форма ПИФа позволит государству на какое-то время замаскировать проблемы активов ВЭБа – кризис снова запечатают, купируют, комментирует юрист одного из госбанков.

В постановлении правительства, регулирующем деятельность Росимущества, есть перечень активов, которыми оно может владеть, паи ПИФов и права требования по кредитам в нем не упомянуты. Но список открытый и есть отсылка на акты правительства и президента – многие из них непубличны, так что, вероятно, один из актов и предполагает такую возможность, объясняет директор Deloitte Александр Синицын.

Представители Росимущества и ВЭБа не ответили на запросы «Ведомостей».

Кредитный портфель ВЭБа на 1 января – 1,36 трлн руб., среди наиболее проблемных долгов – украинские и кредиты на олимпийские стройки. Кредитные ПИФы в России почти не создаются, хотя это и допускается законодательством.

Экономия на налогах

Схема «целесообразна по многим причинам, например налоговым», считает один из чиновников. ЗПИФ – особая структура без образования юридического лица, при продаже имущества в ЗПИФ налог на прибыль не уплачивается – только при погашении пая.

В кризис 2008–2009 гг. банки рассматривали ЗПИФы и иностранные фонды как вариант переупаковки своих плохих активов, вспоминает Синицын. Преимущество ЗПИФа – расчистка балансов для соответствия нормативам ЦБ, отчасти – низкая прозрачность, ЗПИФ не является плательщиком налога на прибыль, перечисляет он. Но все это не очень актуально в ситуации с ВЭБом, замечает Синицын: госкорпорация не должна соответствовать нормативам, а прибыли от ее проблемных активов в ближайшей перспективе все равно не ожидается.

Сейчас идет поиск УК, которая могла бы создать и управлять таким кредитным ЗПИФом, говорит чиновник. Но желающих взяться за это на рынке немного, констатирует консультант правительства: слишком невелик шанс взыскать долги и много политических ограничений. Этой УК мог бы стать и сам ВЭБ, считает высокопоставленный чиновник.

Стоимость паев будет определена оценщиком, исходя из стоимости прав требования, полагает руководитель юридической службы «Алор брокер» Надежда Подкорытова. Но риски для государства велики, предупреждает она, правила позволяют оценщику обосновать цены, отличающиеся друг от друга в разы: «После того как выяснится, что долг безнадежный, ЗПИФ закроется, а государство при погашении паев рискует ничего не получить».

Приобретая права требования по проблемной задолженности, государство становится кредитором, а значит, ему придется заниматься реструктуризацией проблемной задолженности или реализацией ликвидационной стоимости, объясняет Синицын: все это несвойственные для него функции, и нечасто встречается в международной практике. Чиновник Росимущества не видит в этом большой проблемы: ФНС, например, также занимается взысканием задолженности и становится в очередь кредиторов. Если государство приобретает паи ЗПИФа, то основной вопрос – какая управляющая компания будет вести процесс реструктуризации, считает Синицын.

«Сейчас обсуждение спасения ВЭБа строится вокруг того, как заново перепечатать плохие активы, перенести их с одного баланса на другой – но это лишь оттянет конец истории. Никто не думает, как решить эту проблему, как вернуть задолженность, как реструктурировать проекты», – указывает человек, консультировавший правительство при создании ВЭБа.

Исправленная версия. Первоначальный вариант можно посмотреть в смарт-версии "Ведомостей"