Статья опубликована в № 3980 от 14.12.2015 под заголовком: «Платон» не прав

Правозащитники просят проверить законность соглашения о создании «Платона»

Чиновники серьезных проблем не видят
  • Юрий Нехайчук

Президентский совет по правам человека (СПЧ) опубликовал рекомендации, что делать с системой сбора платы с грузовиков массой свыше 12 т. По мнению СПЧ, нужно провести публичный анализ налогов и сборов, рассмотреть возможность отложить плату за проезд и перенести ее в топливный акциз. А возможно, и полностью отменить «Платон».

Минтрансу рекомендовано пересчитать средний пробег большегрузов и поступления в бюджет, концессионеру – РТИТС (принадлежит Игорю Ротенбергу и фонду «РТ-инвест») – представить расчеты тарифа и публично обосновать справедливость и юридическую корректность соглашения, по которому компания будет получать от 10,6 млрд руб. в год вплоть до 2028 г. Счетной палате и Генпрокуратуре рекомендовано проверить обоснованность и законность соглашения.

По расчетам председателя профсоюза транспортных перевозчиков Приморского края Александра Филькова, сборы «Платона» в 2016 г. могут достичь 367,2 млрд руб., почти в 10 раз больше суммы, заложенной в бюджете, – 39,9 млрд (при пробеге в 60 000 км в год, по данным Росавтодора, 2 млн автомобилей, тарифе в 1,53 руб. до марта и 3,06 руб. до 2018 г.).

Представители Росавтодора и РТИТС отказались от комментариев. «Мнение г-на Федотова [Михаил, глава СПЧ] <...> является абсолютно конъюнктурным. Естественно, по каждому пункту он получит аргументированный ответ», – заявил министр транспорта Максим Соколов. В четверг премьер Дмитрий Медведев и его заместитель Аркадий Дворкович заявили, что «Платон» не отменят.

ЦБ оценивает прямой вклад в инфляцию от платы с грузовиков в 0,1–0,2 п. п., сообщила председатель ЦБ Эльвира Набиуллина. Для «Евросети» стоимость перевозок на собственном автопарке возрастет на 3%, отмечает ее исполнительный вице-президент Виктор Луканин. Расценки возросли на 20–30%, по отдельным направлениям – на 80–90%, говорит сотрудник крупного производителя продуктов. Все клиенты соглашаются с повышением тарифа на ставку «Платона», рассказывает Александр Павлов, директор по операциям FM Logistiс, но основная проблема – дефицит машин, который достиг 20–30% из-за «Платона» и сезонного роста перевозок перед Новым годом.

Плата за проезд неконституционна, считают управляющий партнер «Пепеляев групп» Сергей Пепеляев и профессор ВШЭ Елена Лукьянова. Это типичный налог, который должен вводиться Налоговым кодексом, говорит Лукьянова. Лучше заменить все три платежа (акциз, транспортный налог, сбор за проезд) одним – акцизом, рассуждает Пепеляев: «Еще со времен Адама Смита известно: налоги не должны стоить дорого, на «Платоне» намерены в следующем году собрать 39,9 млрд руб., из них четверть (10,6 млрд) уйдет на поддержание системы».