Спор о ГУПах мешает борьбе с кризисом

Совет Федерации раскритиковал законопроект, усиливающий контроль за унитарными предприятиями
Антикризисная поддержка малого бизнеса задержалась/ Е. Разумный/ Ведомости

Во вторник Госдума должна рассмотреть антикризисный законопроект, который освобождает малый и средний бизнес (выручка до 400 млн руб.) от обвинений в нарушении конкуренции, вводит реестр малых предпринимателей и сокращает поводы для внеплановых проверок.

Он может быть принят сразу во втором и третьем чтениях, говорит председатель комитета Госдумы по экономической политике Анатолий Аксаков. Правительственный законопроект должен был рассматриваться во втором чтении еще 16 декабря. Отрицательное заключение дал комитет по конституционному законодательству Совета Федерации (копия есть у «Ведомостей»), предупредив, что может отклонить проект. Комитету не понравилось усиление антимонопольного контроля за государственными и муниципальными унитарными предприятиями: создавать их предлагается только с разрешения ФАС, кроме того, они должны уведомлять ФАС о смене деятельности. Часть этих предприятий находится в ведении регионов и муниципалитетов, непонятно, почему федеральное ведомство должно их регулировать, отмечает председатель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Андрей Клишас. В Совет Федерации, по его словам, обратились представители регионов, власти которых считают, что проект нарушает их права.

В России зарегистрировано порядка 3700 ГУПов и 8200 МУПов, по данным Минэкономразвития. Еще в 2004 г. в правительстве обсуждался план вообще отказаться от использования унитарных предприятий к 2009 г. В 2012 г. президент Дмитрий Медведев снова предлагал избавиться от унитарных предприятий.

ГУПы и МУПы часто создаются на конкурентных рынках, но, используя административный ресурс и бюджетное финансирование, убивают конкуренцию, пояснил представитель ФАС.

Руководитель ФАС Игорь Артемьев обсуждал проблемы с принятием антикризисного законопроекта с первым вице-премьером Игорем Шуваловым – представитель секретариата Шувалова подтвердил встречу и то, что вопрос был в повестке. ГУП и МУП – архаичный инструмент, который вредит конкуренции и развитию малого бизнеса, говорит он.

Часто такие предприятия используют как «помойки» для активов, а потом их банкротят, рассказывает чиновник финансово-экономического блока. ГУПы и МУПы не нужны – они пользуются поддержкой и вытесняют бизнес с открытых рынков, говорит эксперт «Деловой России» Сергей Габестро: «Хотите предприятие – создавайте акционерные общества со всеми структурами корпоративного управления». Процедура регистрации различается для разных типов юрлиц – для малого бизнеса она проще, для ГУПов и МУПов должна быть очень сложной, считает Габестро. В субботу «Деловая Россия» встречалась с членами комитета по конституционному законодательству Совета Федерации и готовит письменное обращение, сказал Габестро. «Пока не собираемся менять отзыв, но готовы к обсуждению, рассмотрим отзыв «Деловой России», – говорит Клишас.

Государственные заказчики выводят деньги в ГУПы, чтобы избежать контроля закупок, говорит представитель ФАС. На это обращает внимание и Счетная палата: бюджетные средства перенаправляются во ФГУПы, МУПы, а затем достаются посредникам или зависимым организациям. Минэкономразвития предлагает с 2017 г. распространить на ГУПы и МУПы закон о госзакупках – законопроект внесен в правительство в июле, но в Госдуму не поступил. Закупки ГУПов и МУПов составили 1,8 трлн руб. в 2014 г. (более 10% всех закупок госкомпаний и естественных монополий), по данным Минэкономразвития. В основном у единственного поставщика (20,1%) и «иными неконкурентными способами» (60%).

Сектор ГУПов и МУПов важен для регионов, комментирует ведущий аналитик S&P Карен Вартапетов: часто они оказывают транспортные, ЖКХ-услуги по цене ниже себестоимости, а потом регионы компенсируют разницу. Но сколько на самом деле стоят услуги, не всегда ясно, поэтому часто ГУПы – черная дыра, признает Вартапетов. Другие поставщики и не пытаются конкурировать за бюджетные деньги, поскольку весь рынок оказывается под контролем ГУПа, говорит Вартапетов.

Габестро надеется, что проект будет принят быстрее: «Нельзя откладывать [введение] иммунитета для малого бизнеса из-за разногласий по ГУПам». Законопроект должен был стать антикризисным, но не был оперативно принят, бизнес не получил поддержки, время было упущено, констатирует представитель Счетной палаты, нужно, чтобы он заработал хотя бы в 2016 г.