Минэкономразвития готово пойти на уступки госкомпаниям

Ведомство может смягчить законопроект об их закупках
Минэкономразвития готово пойти навстречу «Газпрому» и смягчить законопроект о закупках госкомпаний/ М. Стулов/ Ведомости

Ранее скорректировать правила закупок просила «Роснефть» (в сентябре президент «Роснефти» Игорь Сечин писал премьеру Дмитрию Медведеву).

Рассмотреть пожелания «Газ­прома» и доложить о результатах – такое поручение содержится в письме аппарата правительства, направленном в Минэкономразвития в конце декабря (копия есть у «Ведомостей»). «Газпром» обратился к первому вице-премьеру Игорю Шувалову с замечаниями к проекту поправок, меняющих систему закупок госкомпаний. Также «Газпром» направил предложения на имя руководства страны и председателю Госдумы Сергею Нарышкину, говорил ранее член правления «Газпрома» Владимир Марков.

Письмо «Газпрома» направлено в Минэкономразвития, министерству поручено его рассмотреть, сообщил представитель секретариата Шувалова. Ответ он ожидает до конца января. Представитель Минэкономразвития подтвердил получение письма. Представитель «Газпрома» не ответил на запрос «Ведомостей».

Разработанный Минэкономразвития законопроект оставляет всего пять способов закупок госкомпаний и переводит их в электронный вид. Сейчас госкомпании используют более 3000 способов закупок, хотя 90% с нарушениями отдают единственному поставщику. На закупки госкомпании потратили в 2015 г. более 23 трлн руб., сэкономив около 1% (снижение цены на торгах, данные Мин­экономразвития).

Спор о силе

«Газпром» отменил раскритикованный ФАС тендер на строительство участка газопровода «Сила Сибири», а также несколько тендеров на строительство газопровода Ухат – Торжок на 13 млрд руб.

«Газпром» не устраивает ограничение права выбирать способ закупки, следует из письма компании (есть у «Ведомостей»). Он предлагает расширить в проекте перечень оснований для покупки у единственного поставщика и оставить право самостоятельно выбирать способ проведения тендера. Кроме того, компания хочет сохранить право менять условия заключенного договора (законопроект предусматривает лишь несколько оснований для этого). Также «Газпром» против нормы, обязывающей госкомпании заключать контракт с победителем тендера. Случается, что концерн просто не может заключить контракт, так как у него нет финансирования, объясняла в Госдуме замначальника отдела конкурентных закупок «Газпрома» Ирина Яновская: например, если есть политическое решение закрыть или приостановить проект.

Чиновники Минэкономразвития объясняли, что возможность вносить любые изменения в договоры нивелирует смысл торгов. А если не ограничивать заказчика в выборе способа закупки при высокой цене лота, то госкомпании могут объявить столь сжатые сроки, что потенциальные поставщики не успеют подготовиться к крупным заказам. 30 ноября «Газпром» объявил конкурс на строительство газопровода «Сила Сибири» на 156 млрд руб. (см. врез) с рассмотрением заявок до 18 декабря, приводило пример министерство.

Минэкономразвития готово рассматривать компромиссные варианты, говорит замминистра Евгений Елин. Можно обсудить разное регулирование в зависимости от размера закупки, объясняет он: практически не регулировать совсем мелкие, очень жестко – средние и более мягко – крупные. В первоначальном варианте поправок закрытый перечень процедур вводился только для закупок до 200 млн руб. В сложной экономической ситуации не нужны нормы, которые задушат компании и повысят их издержки, говорит Елин, но нужно повышать прозрачность закупок госкомпаний, сейчас это один из основных способов поддержки спроса и доступ должно получить максимальное количество компаний.

При разном регулировании ориентироваться нужно не только на сумму, но и на категорию закупки, советует куратор рабочей группы по закупкам Экспертного совета при правительстве Георгий Сухадольский. Можно предусмотреть участие Минэкономразвития в закупочных комиссиях по особо крупным процедурам. А вот перечень способов закупок может быть шире – Всемирный банк рекомендует около десятка, говорит он.