Статья опубликована в № 4024 от 29.02.2016 под заголовком: Инновации по графику

Минэкономразвития предлагает обязать 87 госкомпаний закупать инновации по графику

Их список отправлен в правительство
  • Екатерина Мереминская

В распоряжении «Ведомостей» оказался список госкомпаний, для которых закупка инноваций станет обязанностью. Проект распоряжения правительства Минэкономразвития направило в пятницу премьеру Дмитрию Медведеву, говорит представитель Минэкономразвития.

Общий график роста расходов госкомпаний на инновации правительство установило в конце прошлого года: ежегодно на 10%, в том числе у малого и среднего бизнеса – на 5%. Но списка компаний, для которых график станет обязательным, до сих пор нет. В предложенном Минэкономразвития перечне 87 госкомпаний, ГУПов и хозяйственных образований (см. врез). Это крупнейшие заказчики, говорится в пояснительной записке.

Проверять закупки будет Корпорация развития малого и среднего предпринимательства: с 1 декабря 2016 г. – проекты планов закупок инноваций, с 1 мая 2017 г. – отчеты о закупках, уточняет ее представитель. Компании, которые не выполнили квоту, в 2017 г. будут переводиться на закон о контрактной системе госзакупок – более жесткий, чем закон о закупках госкомпаний, поясняет представитель Минэкономразвития.

Сейчас доля инноваций в закупках госкомпаний – примерно 1–2%, подсчитывало в 2015 г. Минэкономразвития. 8,5% закупок РЖД в 2015 г. – инновационная продукция, в 2016 г. будет 8,6%, а к 2018 г. – 10%, говорит представитель РЖД. В «Россетях» готовы выполнять новые требования, отмечает директор департамента «Россетей» Юрий Зафесов. Представитель «Ростелекома» рассказывал, что у компании высокая доля инновационной продукции, но среди поставщиков немного представителей малого и среднего бизнеса и увеличение их доли потребует дополнительных усилий от компании.

Крупнейшие заказчики

Дюжина крупнейших заказчиков – «Автодор», «Газпром», «Роснефть», РЖД, «Россети», «Уралвагонзавод», «Атомстройэкспорт», «Росэнергоатом», ФСК ЕЭС, «Ростелеком», «Аэрофлот», «Алроса».

Компании, в том числе с госучастием, в первую очередь ищут зарубежные разработки, хотя российские зачастую не хуже, говорит вице-президент «Сколково» Александра Барщевская. Уникальные материалы и инновационные разработки практически невозможно использовать в строительстве, так как требуется соответствующий ГОСТ, поясняет председатель совета директоров «Рускомпозита» Сергей Фахретдинов.

Среднему бизнесу есть что предложить сырьевым компаниям: бурение, технологии повышения нефтеотдачи пластов, оборудование, комментирует предправления Национальной ассоциации нефтегазового сервиса Виктор Хайков. Но сложно получить заказы госкомпаний: цена инновационных разработок выше, на тендерах нужно показать опыт применения, а у новых разработок его нет, говорит Хайков. Если будет спрос, готовы обеспечить предложение, отмечает сооснователь Healbe, производящей умные браслеты, Георгий Микаберидзе. Пока компания продает 99% продукции за рубеж.

Нет четкого определения инновационной продукции – как определить, что включать в квоту, жалуется сотрудник одной из госкомпаний. И непонятно, как закупать инновации у малого бизнеса: торги для него проводятся по специальному списку с кодами продукции, но по ним не видно, инновационная она или нет, комментирует один из заказчиков.

Спрос со стороны госкомпаний поддержит инновации, а эффект масштаба приведет к снижению цен, считает эксперт «Деловой России» Алексей Ульянов. Многие компании готовы поставлять инновационные технологии, но госкомпании не работают с ними, говорит директор Союза производителей композитов Сергей Ветохин. Он надеется, что угроза ужесточения регулирования стимулирует госкомпании увеличивать закупки инноваций.