Россию ждет еще три года кризиса

Минэкономразвития закладывает в прогноз до 2019 года замораживание зарплат бюджетников и накопительных пенсий, индексацию пенсий на 4%
Замораживания в экономике могут продлиться до 2020 г./ АР

Минэкономразвития определилось с базовыми предпосылками для прогноза социально-экономического развития России (есть у «Ведомостей») на 2016 и 2017–2019 гг. Официальный прогноз на 2016–2018 гг. уже устарел, и к апрелю ведомство должно представить правительству новый документ.

При таком жестком прогнозе рецессия сохранится или в лучшем случае рост будет близок к нулю, говорит Владимир Тихомиров из БКС. Но Минэкономразвития просто экстраполирует текущую ситуацию, пытаться найти в таких прогнозах ответ на вопрос, какое нас ждет будущее, не стоит, считает он: «Это макроэкономическое упражнение – посмотреть, как будет развиваться ситуация при таких вводных. Сомневаюсь, что реальность будет таковой».

Цена нефти – основное условие для составления и прогноза, и бюджета – все четыре года останется дешевле $50/барр., предполагает министерство. В базовом варианте ее средняя цена в 2016 г. – $35/барр., в следующие три года – $40, $45 и $45/барр. соответственно. В консервативном варианте нефть дешевле, чем в базовом, на $10. Оптимистичный (целевой) вариант совпадает с базовым.

Это еще не прогноз, а просто некоторые условия для обсуждения, уточняет федеральный чиновник. Минфин уже просчитал бюджет и по $25, и по $30, и по $40/барр., говорит другой федеральный чиновник. Правда, по $35/барр. пока еще не считал, знает он.

«Базовые гипотезы прогноза» сохраняют на все четыре года сложившиеся внешние условия и принятые на 2016 г. решения в бюджетной политике. Минэкономразвития предполагает ускорение темпов роста мировой экономики за счет развитых стран; сохранение санкций в отношении России и ответных антисанкций до начала 2020 г. Ограниченный доступ к рынкам капитала снизит и отток капитала – с $35 млрд в 2016 г. до $15 млрд в 2019 г., ожидает министерство.

Бюджет продолжит экономию на социальных расходах. Пенсии, как в 2016 г., будут индексироваться раз в год на целевой уровень инфляции – 4%. Правда, Минэкономразвития ожидает, что эта цель достигнута не будет ни в 2017 г., как рассчитывает Центробанк, ни даже в 2019 г.: к концу нынешнего года она снизится до 7,7%, еще через год – до 6,2%, к концу 2018 г. – до 5,5% и останется на этом уровне по итогам 2019 г. Это означает, что в реальном выражении за 2016–2019 гг. пенсии снизятся примерно на 10%.

Ориентиром «зарплатных указов» президента будет служить пониженный на 12% размер средних по экономике зарплат – ориентир обновился благодаря добавлению Росстатом в расчет средних зарплат дохода от неформальной занятости: в теневом секторе заработки ниже. Таким образом, величина индексации зарплат учителей, врачей, преподавателей и других категорий бюджетников, которым по указу президента ускоренно повышали зарплаты, будет зависеть от ситуации на рынке труда. Минэкономразвития исходит лишь из того, что номинальные зарплаты этих категорий бюджетников снижаться не будут.

Индексация зарплат прочих бюджетников, включая госслужащих, замораживается также до конца 2019 г. при ежегодном сокращении их численности на 5%.

Аналогично на все четыре года замораживается и накопительная часть пенсии.

Бюджетные инвестиции в человеческий капитал – расходы на здравоохранение, образование, культуру – будут поддерживаться в отношении к ВВП на сложившемся уровне, предполагает Минэкономразвития. Это означает, что в реальном выражении они будут снижаться. Прогноза по динамике ВВП в данном документе Минэкономразвития нет, но при прогнозируемой цене нефти экономика России продолжит сокращаться как минимум еще год: в январской версии прогноза Минэкономразвития в 2016 г. ожидался спад на 0,8% при нефти $40/барр.

Представитель Минэкономразвития назвал документ «драфтом для обсуждения»: «Это не прогноз, а первые прикидки». Скорее всего в окончательном варианте цена нефти окажется выше – уже сейчас тренд на $40/барр., напомнил он слова министра Алексея Улюкаева.

Сейчас Минэкономразвития должно получить обратную связь от других министерств и ведомств, в том числе по предложенным условиям, и свести общий прогноз, говорит федеральный чиновник.

С предложенным согласятся явно не все: власть обязалась индексировать пенсии на фактическую инфляцию, а не на целевую, напоминает чиновник аппарата правительства. Никаких решений по продлению 4%-ной индексации не то что нет – наоборот, обсуждается вторая индексация в 2016 г. Индексация же на целевую инфляцию в течение всего прогнозного периода приведет к падению уровня жизни пенсионеров, что не принесет пользу экономике, указывает он.

Представитель социального вице-премьера Ольги Голодец отказался комментировать расчеты Минэкономразвития.

Не бывает ничего более постоянного, чем временные решения, рассуждает директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич. Не было никаких иллюзий, что замораживание накопительной части будет отменено, говорит она. Чтобы не терять лицо из-за невозможности выполнить президентские указы, был придуман методический маневр: раз невозможно повысить – опустим планку. А вот сокращение численности бюджетников, как раз наоборот, скорее всего, нереализуемо, считает Зубаревич, тем более в период накануне президентских выборов: «Сделают проще – снимут надбавки, бонусные выплаты. Экономить будут старым дедовским способом – снижением зарплаты».