Статья опубликована в № 4033 от 15.03.2016 под заголовком: Государство защищает машины

Минпромторг предложил запретить госзакупки еще 70 видов иностранных машин

Из-за ограничений цены уже выросли, а промышленность не чувствует поддержки

О начале работы над поправками в постановление правительства Минпромторг сообщил на портале regu­la­tion.gov.ru. В список иностранной продукции машиностроения, которую нельзя допускать к госзаказу, добавляется около 70 позиций, говорит представитель Минпромторга, среди них – двигатели, строительная техника и продукция тяжелого машиностроения.

Сейчас в перечне 66 позиций: легковые и грузовые автомобили, микроавтобусы, троллейбусы, трамвайные вагоны, подъемные краны, грейдеры, экскаваторы, бульдозеры, катки, уборочная спецтехника. Государство не может покупать все эти товары, если они произведены не в России или других странах Евразийского экономического союза.

В Минэкономразвития и ФАС документ пока не поступал, сообщили их представители. В 2014 г. государство потратило 41,3 млрд руб. на закупки машин, подпавших под ограничения, в 2015 г. – 42,8 млрд. Некоторые товары после введения ограничений в июле 2014 г. значительно подорожали. По данным Минэкономразвития, грейдеры – на 55% (первое полугодие 2014 г. к тому же периоду 2015 г.), микроавтобусы – на 59%, тракторные прицепы и полуприцепы – на 82%. В среднем цены госконтрактов из-за импортозамещения выросли на 40%, заявил замминистра экономического развития Евгений Елин в феврале. При этом в 2014 г. среднегодовой курс доллара на Московской бирже составил 38,66 руб., в 2015 г. – 61,25 руб., таким образом, рубль обесценился на 58,3%.

Преференции не спасают

По данным Росстата, спад производства машин и оборудования в России ускорился в прошлом году до 11,1% с 7,8% в 2014 г.

Девальвация не могла стать главной причиной роста цен, считает замдиректора Центра развития ВШЭ Валерий Миронов. На импортные комплектующие в российском машиностроении приходится порядка 20% затрат, больше 50% – только в двух секторах: аудио- и видеотехнике и машиностроении для сельского и лесного хозяйства. Остальные должны были получить выгоды, но воспользовались отсутствием импорта, чтобы поднять цены, отмечает он.

Сами российские производители говорят, что выиграли немного. У Челябинского тракторного завода только 10% продаж приходится на госзаказ, сказал представитель «Уралвагонзавода». Поддержка от преференций небольшая, лучше было бы увеличить закупки, полагает он, на рост продаж больше влияет не госзаказ, а девальвация, иностранная продукция не выдерживает конкуренции по цене.

Участие в госзаказе – это стимул для локализации производства, считает представитель компании «Мерседес-Бенц», легковые автомобили которой не допущены до госзаказа. Компания рассматривает вопрос о сборке в России легкового модельного ряда, сообщил представитель «Мерседес-Бенц». По его словам, закупки государства и госкомпаний составляют до трети продаж малотоннажной техники «Мерседес-Бенц» в России.

Идея стимулировать локализацию – хорошая, но качество не должно страдать, комментирует зампред комитета финансового контроля Санкт-Петербурга Виталий Бахвалов. Надо следить, чтобы производители не расслабились в отсутствие конкуренции, говорит Бахвалов: пока продукция, у поставщиков которой есть преференции, дорожает, а качество не растет. К тому же ограничения легко обходятся, отмечает заказчик одного из регионов: при строительстве покупают не технику, а услугу, транспорт закупают ГУПы, автомобили для чиновников приобретают раз в год, часто тоже закупают услугу.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать